Цель:
- Уточнить и закрепить знания детей цветов и умение их дифференцировать.
- Закрепить понятие об оранжевом цвете, показать получение его путем смешивания красного и желтого.
- Учить отвечать на вопрос развернутой фразой.
- Развивать связную речь, пополнять и активировать словарный запас; общую и мелкую моторику, координацию движений; а также развивать память, внимание, мышление, творческие способности.
- Воспитание в детях обязательности, вежливости и культуры поведения.
Оборудование: Магнитофон, телевизор с DVD, разноцветные шапки по количеству детей, атрибуты для дидактических игр «Цветное лото», «Найди предмет такого же цвета»; атрибуты для фокуса; конверты с заданиями, демонстрационная игрушка – карандаш, посылка с апельсинами, гуашь, кисти, фартуки, салфетки.
Предварительная работа: Разучивание песни «Радуга», танцевальных движений, запись сказки, подбор музыки, закрепление у детей основных цветов спектра.
Ход занятия
– Ребята, хотите посмотреть сказку? Тогда садитесь поудобней, а я включу телевизор (включаю телевизор, начинается сказка), (см. Приложение № 1).
– Ребята, давайте не будем ждать целую неделю и сами узнаем этот секрет. А для этого я предлагаю отправиться в волшебную страну цвета. На чем же мы поедем? (ответы детей). Я предлагаю вам поехать на веселом поезде. Ну что, собирайтесь в дорогу, (под музыку дети передвигаются по группе, звучит «волшебная» музыка, поезд останавливается).
– Мы оказались с вами в волшебной стране цвета, сейчас начнутся чудесные превращения, закройте глаза.
– Раз, два, три! Мы открыли глазки и попали в сказку! Я – фея, а вы краски (надеваю шапочки разных цветов и читаю стихи) (см. Приложение № 2).
– Теперь вы настоящие краски, прошу вас исполнить танец.
– Я знаю, зачем вы пришли в страну цвета и я вам помогу, но при условии, что вы выполните задания вот этого волшебного Карандаша. Вы согласны? Тогда первое задание я прошу тебя, красная краска, достать из кармашка твоего цвета. А задание такое: к разноцветным карточкам подобрать картинки такого же цвета (задания выполняются под музыку).
«Цветное лото».
Цель: Развитие осознанного восприятия цвета. Учить различать и называть основные цвета спектра.
– Ну, а следующее задание нужно достать из желтого кармана. Так, а сейчас, мы с Карандашом посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки (см. Приложение № 3)
– А сейчас очередь зеленой краски брать задание. Здесь нужно исполнить песенку про «Радугу». Ребята, а вы знаете эту песню? Давайте подарим ее Карандашу.
– Как вы хорошо поете! А теперь может посмотрим, какое задание в голубом кармане?
– Ой, ребята, какое интересное задание. Вы знаете, что музыка имеет свой неповторимый цвет. Я включу музыку, а вы послушайте и попробуйте изобразить ее на бумаге. Я прошу вас занять рабочие места.
По окончании дается общая оценка работ детей.
– Молодцы, быстро справились с заданием. Теперь другое задание достает синяя краска, из кармашка своего цвета.
«Найди предмет такого же цвета».
Цель: Учить самостоятельно выбирать предметы определенного цвета и называть его. Развитие целенаправленного восприятия цветовых тонов и уточнение знаний названий цветов.
– Слушайте задание, вот каждому из вас корзинка, найдите в группе предметы такого же цвета, как ваша краска (задание выполняется под музыку).
– Молодцы! Какие вы внимательные. Остался последний карман с заданием. Какая краска возьмет задание? Здесь не задание, а фокус. Хотите я вам покажу? Но мне нужен помощник. Лена, подойди, пожалуйста. У меня есть две баночки с водой. Окрась, пожалуйста, воду в одной баночке в красный цвет, а в другой – в желтый. А теперь смешай эти цвета. Посмотрите, какой удивительный цвет получился. Ребята, какой же это цвет? Вот вы и ответили на вопрос, из-за которого попали в страну цвета. И вам пора возвращаться домой. Подойдите ко мне, возьмитесь за руки и закройте глаза (звучит волшебная музыка).
– Раз, два, три, четыре, пять! Вот и дома мы опять! Вот мы и вернулись домой, но самое главное, что мы нашли ответ на вопрос. Я думаю, нам необходимо позвонить на телевидение и сказать, что мы разгадали секрет мудреца и знаем, что сын у короля и королевы очень любит какой цвет? Оранжевый! Ну что, будем звонить? (Набираю номер на мобильном телефоне.)
– Здравствуйте, помощник редактора Иванова Татьяна Петровна, слушаю Вас.
– Здравствуйте, мы сегодня посмотрели сказку «Приключение в королевстве красок» и готовы дать ответ.
– Вы разгадали секрет мудреца?!
– Да.
– Так какого же цвета будет сынок у короля и королевы?
– Оранжевого!
– Как вы догадались?
– Мы смешали два цвета: красный и желтый, в результате получили оранжевый цвет.
– Спасибо за ваш звонок. Вы сумели раскрыть секрет мудреца. До свидания.
– До свидания. (под музыку).
– Если бы все на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным. Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным! (Стук в дверь.)
– С телевидения просили передать посылку. В посылке записка: «Самым умным и догадливым детям от жителей королевства красок – приз!»
– Что же это может быть, дети? Это апельсины. А какого же они цвета вы знаете?
Литература:
- «Путешествие с красками» Дошкольное воспитание 2001 г. № 2.
- Л.В. Котенко «Что мы знаем о цвете».
- О.Н. Складчикова «Конспект интегрированного занятия по освоению оранжевого цвета детьми средней группы ДОУ».
- И.Г.Столярова «Конспект обобщающего занятия по закреплению знаний основных цветов спектра в подготовительной группе для детей с ЗПР».
- З.М. Богуславская, О.Е.Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».