Внеклассные занятия по математике в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Кто такой “счастливый человек”? Мы думаем, что это – школьник, особенно в начале своего пути. Ведь в это время впервые “по-настоящему” удовлетворяется одна из главных потребностей детства – стремление быть взрослым.

Но с другой стороны, это очень трудный для ребенка момент. Жизнь младшего школьника коренным образом меняется, появляются новые нелегкие обязанности и в школе, и дома. Он вынужден заниматься тяжелым трудом – учебной деятельностью, отказываться от некоторых удовольствий, быть более самостоятельным, ответственным, уметь управлять собой. Справиться с такими задачами может не каждый первоклассник.

Это подтверждают результаты исследований. Л.А. Кислицкая в статье “Характеристика личностного развития современных первоклассников” приводит пример, что из 100 обследованных первоклассников всего 26 % детей обладают психологической готовностью к школьному обучению, остальные - психологически не готовы к обучению или обладают частичной готовностью к школе.

Объединение в одном классе учеников с разной психологической готовностью к обучению требует от учителя построения учебного процесса с учетом особенностей каждого возраста и закономерностей развития.

Основное противоречие состоит в том, что у детей 6-7 лет сильно выражена игровая мотивация, а основной его деятельностью должна стать учеба. Игра и учеба – это два разных вида деятельности, между которыми есть значительные различия. Переходной формой от игровой к учебной деятельности в 1 классе является обучение в дидактической игре, в игре с правилами. В такой игре формируются многие положительные качества ребенка (целеустремленность, сосредоточенность, внимание, настойчивость), интерес к учению, развиваются его познавательные способности. Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.

В литературе предлагается много дидактических игр по разным направлениям. Мы выбрали дидактическую игру во внеклассных занятиях по математике.

Цель: создание методических разработок внеклассных занятий по математике в первом классе.

Задачи:

  • изучить методическую литературу, отобрать необходимый материал по теме работы;
  • проанализировать данный материал с точки зрения воспитательного и развивающего аспекта;
  • представить примерный план и методические разработки внеклассных занятий по математике в 1 классе.

Новизна:

  • направленность на развитие школьной мотивации и конкретных личностных качеств (познавательной активности, любознательности, эмоционально–чувственной сферы);
  • организация активных форм совместной деятельности первоклассников (групповая, парная, командная);
  • включение детей в учебную деятельность через различные дидактические игры (игры с определенными правилами);
  • использование мультимедийных презентаций.

Прогнозируемый результат:

Мы предполагаем, что систематическое проведение таких занятий будет способствовать:

  • повышению у учащихся интереса к учению;
  • развитию познавательной активности;
  • росту школьной мотивации.

Опыт использования предложенных материалов:

Занятия строятся на основе “педагогического сотрудничества”. Сначала через различные приемы у детей вызывается интерес к изучаемому материалу, затем идет работа с понятиями. При этом используются жизненный опыт учащихся, ранее полученные знания, знания об окружающем мире. Для активизации мыслительной деятельности применяются проблемные вопросы или проблемные ситуации. На каждом занятии предусмотрены разные игровые формы подачи материала и организации деятельности учащихся (парная, групповая, командная).

У детей младшего школьного возраста существуют определенные трудности ориентации в пространстве, восприятия времени и временных отношений. Поэтому часть занятий нацелена на решение этой проблемы.

В работе представлен план внеклассных занятий на 30 часов с примерной тематикой (длительность занятия 25-30 минут) Приложение 1. Учитель может изменять, дополнять его по своему усмотрению. В планировании указаны также материалы к каждому занятию: план занятия, мультимедиа презентация, различные приложения. Весь собранный материал оформлен в папки (одна папка соответствует одному занятию).

Эффективность проведения занятий в игровой форме подтверждается результатами наблюдений:

  • на занятиях дети чувствуют себя комфортно, с удовольствием включаются в игру, активны, заинтересованы - всё это стимулирует рост внутренней мотивации;
  • наблюдается развитие личностных качеств детей (улучшились внимание и память; большинство детей говорят правильной аргументированной математической речью; повысилась любознательность и активность).

Мониторинговых обследований:

школьного

Год

Предмет

Результат

“5”

“4”

“3”

2007-2008

математика

21

7

1

и краевого уровней:

Сентябрь 2008 г.

Математика

высокий

7

средний

21

ниже среднего

1

низкий

-

Участием детей в конкурсах:

Всероссийская лингвистическая игра “Русский медвежонок” -29 человек;

Международный конкурс “Кенгуру” - 26 человек;

Региональный конкурс-игра “Почемучка” - 28 человек;

Всероссийский Эрудит–Марафон Учащихся “ЭМУ”- 15 человек;)

Результатами тестирования на определение уровня мотивации и адаптации школьников по Н.Г. Лускановой:

Уровни

3.10.2007 г.

4.05.2008 г.

5.12.2008 г.

Высокий

(30 баллов)

1

5

8

Средний

(20 баллов)

18

10

10

Низкий

(10 баллов)

5

8

6

(0 баллов)

3

5

6

Практическая ценность работы:

  • разработано тематическое планирование внеклассных занятий по математике в 1 классе;
  • представлены методические разработки занятий с презентациями, которые могут быть использованы во внеклассной работе (предметные недели, викторины, конкурсы и т.д.), а также на уроках математики;
  • данные материалы могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня, родителям для занятий с детьми.

Приложение 2.

Приложение 3.

Список литературы

  1. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001. – 416 с.
  2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей
  3. детей на уроках математики. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Карпенко М.Т. Сборник загадок. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.
  5. Карпов Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  6. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
  7. Педагогическое творчество № 8/2008
  8. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – Д.: ВАП, 1994. – 527 с.
  9. Ресурсы Internet, сайт http://viki.rdf.ru
  10. Сухин И.Г. Веселые загадки, умные кроссворды для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
  11. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  12. Тоникх А.П., Кравцова Т.П. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  13. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – СПб.: Лань, МИК, 1996. – 208 с.
  14. Школьные игры и конкурсы № 1/2006
  15. Языканова Е.В. Учись учиться – развивающие занятия для младших школьников.