Тип урока:комбинированный
Формы работы с учащимися: коллективная, групповая.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый с использованием информационно-коммуникативных, коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих технологий, уровневой дифференциации.
Средства обучения:
- учебно-наглядные пособия: магнитная азбука, презентация;
- вербальные средства: учебники;
- специальное оборудование: экран;
- технические средства обучения: компьютер, проектор.
Цели:
- уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных, учить анализировать звуковой состав слова, довести до четкого понимания, что парный согласный звук на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому его нужно проверять;
- развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, устную речь учащихся, умение анализировать, высказывать свое мнение;
- воспитывать уважение к товарищам, прививать интерес к учебе через игру.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
– Покажите глазками, какое у вас настроение.
– Покажите, как правильно сидеть за партой.
Молодцы!
2. Чистописание
– А начнем наш урок с разминки пальчиков.
– Покажите, как играют на пианино; как капает
дождик; как здороваются пальчики:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
– А это что за семейство?
ЛМН, ЧЩ
– Назовите звуки, которые они обозначают.
– Что общего они имеют? Почему? На какие две
группы я их разделила?
– Что знаете о звуках каждой группы?
– Сели правильно, пишем красиво.
– Обведите самое красивое буквосочетание.
– Добавьте гласные буквы, чтобы получились
слова. Запишите их, разделив для переноса.
– Укажите ударение и безударные гласные.
3. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, к нам на солнечную полянку
прибежали буквы. Какие звуки они обозначают?
– Что можете сказать о них?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
– Сегодня на уроке мы научимся находить
и проверять слова с парными согласными на конце
слова. Нам предстоит выполнить много интересных
заданий.
В нашем русском языке
Ходят «хитрые подружки»
Предстоит сегодня нам
Все расставить по местам.
4. Актуализация знаний учащихся
– Эти «хитрые подружки» решили с
нами поиграть и разбежались по полянке.
– Давайте расставим их парами, как на ленте
букв.
– Поставьте в ряд звонкие согласные.
– Почему мы называем их звонкими согласными? Как
произносятся согласные звонкие?
– Какие остались?
– Почему мы называем их глухими согласными? Как
произносятся согласные глухие?
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
И расскажем всему свету?
– Расскажите, почему мы их называем парные согласные звуки.
5. Письмо по памяти
– Ребята, на полянку
прибежал зверек. Угадайте, кто он?
– Послушайте загадку.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Слайд 2
– Он принес вам подарок. Прочитайте предложение.
Слайд 3
Заяц принес морковь?
– Как изменится предложение, если поставить «.»?
Заяц принес морковь. (Запись на доске)
– Назовите опасные места. Письмо по памяти. Проверка.
Грамматический разбор с комментированием у доски.
– Какое слово подходит к теме нашего урока? Почему?
Звуко-буквенный анализ слова морковь.
Вывод: Что заметили? Как мы слышим парный согласный звук на конце слова? (Нечетко)
6. Работа по теме урока
– Заяц принес нам трудное задание.
Слайд 4
1) Выборочное письмо с комментированием у доски
Сугроб, флаги, глаз, рукава, утюг.
– Что общего имеют эти слова?
– Назовите слова, требующие проверки. Почему?
Слайд 5
– Выпишите их в столбик, подчеркните
опасное место. Что общего? (Их по одному)
– Какие слова остались? Что общего? (Их много)
Слайд 6
– К каким словам они являютсяпроверочными?
– Почему? Согласный произносится четко.
– Почему согласный произносится четко?
После согласного стоит гласный.
– На помощь парным согласным приходят
гласные.
– Давайте сформулируем правило. Я начну, а вы
продолжите.
– Парный согласный на конце слова слышится …
– Поэтому слово с парной согласной на конце надо
…
– Для этого надо изменить слово так, чтобы …
– Давайте подберем проверочные слова к словам,
требующим проверки (в тетради).
– Заяц доволен. Солнышко улыбнулось!
7. Физминутка
Слайд 7
Вместе с солнышком встаем
Вместе с птицами поем:
С добрым утром! С ясным днем!
Вот как дружно мы живем.
8. Работа по теме урока
Слайд 8
2) Работа с комментированием у доски
– На поляне собрались друзья зайца.
– Кто они? Угадайте.
– Подберите к слову «одежду» из букв. (м* и д в э
т*), (й*ош).
– Кто «оденет» первое слово? Почему так
думаешь?
– Запишем слова на доске, выделяя опасные
места. Что общего в словах? Героями каких
мультфильмов они являются?
3) Дифференцированное задание
Слайд 9
– Друзья приготовили зайцу подарки. А что это за подарки, догадайтесь сами.
1 ряд открывает красную коробочку
2 ряд – синюю коробочку
3 ряд – желтую коробочку
– Кто готов открыть подарки? Подберите
проверочное слово.
– Как думаете, понравятся зайчику подарки?
4) Развитие речи
Слайд 10
– Из соседнего леса зайцу пришло письмо от
бобра.
– Заяц прочитал его и ничего не понял. Почему?
– Ребята, помогите зайчику разобраться.
«У нас есть прут. Мы сделали плод и спустили его в прут.»
– Как думаете, о чем идет речь в письме? Давайте разбираться.
Слайд 11
– Что это такое? Назовите. Как произносятся
слова? (Одинаково)
– А по смыслу они похожи?
– Что такое пру*? (Водоем или одеревеневшая
часть растения)
– Какую картинку выбираем? Почему? (Подходит по
смыслу)
– Как правильно записать слово? Почему?
Слайд 12
– Что это такое? Назовите. Как произносятся
слова? (Одинаково)
– А по смыслу они похожи?
– Что такое пло*? (Это то, что образуется на
месте цветка или водный транспорт из связанных
между собой брёвен)
– Какую картинку выбираем? Почему?
– Как правильно записать слово? Почему?
Вывод: Очень важно понимать смысл слова, чтобы правильно его написать.
5) Самостоятельная работа
Слайд 13
– Запишите текст письма в свою тетрадь. Выделите парные согласные требующие проверки.
6) Проверка написания по образцу на экране
Слайд 14
– Зайчик благодарит вас. Теперь ему всё понятно
и он может написать бобру ответ.
– Давайте напомним зайчику правила, чтобы он не
допустил ошибок.
Вывод:
– Какой звук опасен на конце слова? ...
– Поэтому слова с парным согласным на конце
нужно …
– Для этого надо изменить слово так, чтобы …
– И ещё очень важно понимать смысл слова, чтобы
написать его без ошибок.
9. Итог урока
– А теперь подведем итог.
Слайд 15
– Продолжите фразу:
- Я узнал…
- Я смог…
- Я понял…
– Покажите глазками, какое у вас настроение. Молодцы ребята!
Оценивание работы учащихся на уроке.