Рабочая программа по технологии для 5-го класса

Разделы: Технология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии по направлению “Технический труд” для 5 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования базового уровня по технологии (2004 год) (Приложение № 1);
  • Примерной программы основного общего образования по направлению “Технология. Технический труд” (Приложение № 2);
  • Программы В. Д. Симоненко “Технология. 5 – 9 классы” (вариант для мальчиков) (2009 год).

На реализацию данной рабочей программы согласно учебному плану МОУ СОШ с. Кулыги выделено 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю. Учебных недель по Уставу образовательного учреждения – 34.

Рабочая программа реализуется на базовом уровне по учебнику В. Д. Симоненко (2009 г).

Календарно-тематическое планирование по технологии для 5-го класса содержит все разделы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии (Приложение № 5) и позволяет полностью его выполнить (Приложение № 3).

Творческие работы и проекты в программе по “Технологии. Технический труд” в ряде разделов носят комбинированный характер.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

50

3.

Электротехнические работы

7

4.

Технологии ведения дома

6

5.

Творческая, проектная деятельность

4

 

ИТОГО:

68

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)
  2. Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской.

  3. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (50 часов)
  4. Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда при использовании инструментов, механизмов и станков. Влияние технологий обработки материалов и возможных последствий нарушения технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов. Общие сведения о древесине. Виды древесных материалов и сфера их применения. Определение пород древесины и её пороков. Виды пиломатериалов. Безопасность труда. Контроль и оценка выполненной работы. Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов. Проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов. Основные компоненты учебного проекта. Мини-проект “Кухонная лопаточка”. Основные требования к проектированию. Краткая формулировка задачи. Выработка идей. Набор первоначальных идей. Изображение в виде эскизов. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Элементы графической грамоты. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации. Использование условно-графических символов и обозначений для изображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Составление технологической карты. Планирование изготовления изделия. Разработка простейшей технологической карты. Графическое отображение изделий с использованием чертёжных инструментов и средств компьютерной поддержки. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность её изготовления. Условные обозначения на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Планирование технологической последовательности операции обработки заготовки. Подбор инструментов и технологической оснастки. Компьютерная поддержка проекта. Краткая формулировка задачи. Разработка идей. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Разработка технологической карты. Выполнение проектного задания. Создание рисунка с помощью графического редактора Paint. Разметка и пиление. Приёмы и последовательность разметки. Поперечные и продольные пилы. Выбор заготовки для изготовления изделий с учётом механических, технологических и эксплуатационных свойств, наличие дефектов материалов и минимизации отходов. Разметка заготовки на основе графической документации с применением разметочных инструментов и приспособлений; обработка ручными инструментами заготовок с учётом видов и свойств материалов.

    Разметка лопаточки. Криволинейное пиление лопаточки. Приёмы строгания. Правила безопасной работы при ручной обработке древесины. Строгание кухонной лопаточки. Сверление отверстий. Приёмы сверления коловоротом и ручной дрелью. Правила безопасности труда при сверлении. Выполнение упражнений по отработке операции сверления. Устройство лобзика. Приспособление “ласточкин хвост” для работы лобзиком. Приёмы работы по выпиливанию лобзиком. Защитная и декоративная отделка деталей. Зачистка и полирование поверхностей. Защита проекта. Оценка затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Металлы, их механические и технологические свойств, сфера применения. Рабочее место для ручной обработки металла. ознакомление с устройством слесарных тисков. Тонколистовой металл и проволока. Определение свойств металлов. Типы графических изображений деталей из тонколистового металла и проволоки. Использование технологических машин для изготовления изделий визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правка тонколистового металла и проволоки. Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки. Резание и зачистка заготовок. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и проволоки резанием. Приёмы сгибания тонколистового металла и проволоки. Сгибание как технологическая операция. Приёмы пробивания и сверления отверстий. Пробивание и сверление отверстия. Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём. Назначение и устройство сверлильного станка, приёмы работы на станке. Соединение деталей в изделии с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ. Соединение деталей из тонколистового металла. Понятие о механизме и машинах. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах. Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машины и её виды. Чтение кинематических схем простых механизмов.

  5. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (7 часов)
  6. Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Подбор инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил безопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. Приёмы монтажа установочных изделий. Сборка модели электроосветительных приборов и проверка работы с использованием электроизмерительных приборов. Контроль и оценка выполненной работы. Сборка электроцепи. Бытовые электроприборы. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях. Ремонт торшера.

  7. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (6 часов)
  8. Мелкий ремонт и уход за одеждой. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой. Выбор технологий и средств для длительного хранения одежды. Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Уход за обувью. Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви. Мелкий ремонт обуви. Подшивка валенок.

  9. ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4 часа)

Выбор темы проекта. Обоснование конструкции и этапов её изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения. Поиск необходимой информации. Обоснование выбора изделия. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка изделия. Презентация изделия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

  1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)
  2. Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету “Технология”, правила поведения в мастерской.

  3. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (50 часов)
  4. Знать: назначение и устройство столярного верстака, правила размещения ручных инструментов на верстаке, сферу применения древесины, породы древесины, их характерные признаки и свойства, области их применения, способы рационального использования, природные пороки древесины, требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; этапы творческого проекта, их содержание; направление проектных работ, отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб, основные сведения о линиях чертежа, основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание, основные технологические операции, правила запуска программы Paint; какие инструменты графического редактора нужны для создания рисунка, свойства материала; технологию изготовления изделия; альтернативные варианты использования инструментов, материалов, оборудования для изготовления изделия, основы экономической оценки себестоимости выполнения проекта; влияние современных технологий на окружающую среду; способы презентации проекта, общее устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда, основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов, различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты, назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство ручных инструментов и приспособлений для разметки; назначение операции резанием и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операций сгибания; приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; устройство сверлильного станка; способы соединения деталей из тонколистового металла; устройство и условия применения инструментов и оборудования; способы защитной и декоративной отделки изделий из металлов; понятия машина и механизм; область применения машин и механизмов; условные обозначения типовых деталей машин и механизмов.

    Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины; проверять соответствие верстака своему росту, распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре, анализировать свойства объекта; ориентироваться в информационном пространстве; составлять индивидуальный план проекта, различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали, определять последовательность изготовления детали по технологической карте, включать компьютер; запускать программу; рисовать с помощью инструмента графического редактора; сохранять рисунок, распечатывать его на принтере.; выходить из программы Paint и выключать компьютер, выполнять основные технологические операции по изготовлению изделия; безопасность труда, проводить расчёт себестоимости проекта; выявлять вредные факторы влияния современного производства на окружающую среду и здоровье человека; анализировать проектную деятельность; презентовать своё изделие, организовать рабочее место для ручной обработки металлов; устанавливать и закреплять заготовки в тисках; проверять соответствие верстака своему росту; пользоваться инструментом при выполнении слесарных работ, различать чёрные и цветные металлы; виды листового металла и проволоки, читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; править тонколистовой металл и проволоку, выполнять разметку заготовки из тонколистового металла и проволоки, подбирать необходимый инструмент и оборудование; выполнять резание заготовок, зачистку; опиливание заготовок из тонколистового металла и проволоки, выполнять операции сгибания тонколистового металла и проволоки, : пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле, выполнять операции сверления на сверлильном станке, подбирать необходимый способ и приёмы труда при соединении деталей из тонколистового металла, подбирать вариант, материал и способ выполнения по отделке; разбираться в кинематике преобразовательных движений машин и механизмов; читать простейшие кинематические схемы узлов механизмов и машин.

  5. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (7 часов)
  6. Знать: об электролизации тел, электрических разрядах и их взаимодействии; об электрическом токе, проводниках и изоляторах; о действиях тока; о видах соединения элементов электрических цепей; принцип работы и преобразования электрической энергии в световую и тепловую; правила безопасности труда.

    Уметь: определять соответствие источника тока с соблюдением полярности; заменять электрические элементы с учётом их номинального напряжения; объяснять принцип действия простых электроприборов; находить и устранять недостатки.

  7. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (6 часов)
  8. Знать: виды ремонтных материалов для выполнения мелкого ремонта одежды; технологии и средства для длительного хранения одежды, приёмы удаления загрязнений с одежды бытовыми средствами; современные средства ухода за обувью; виды ремонтных материалов для выполнения мелкого ремонта обуви.

    Уметь: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за обувью; ухаживать за обувью

  9. ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4 часа)

Знать пути решения задач.

Уметь планировать и готовиться к выполнению проекта; обосновывать выбор изделия; изготавливать и собирать детали изделия; презентовать изделие.