Проект "В единстве сила!", или "Вы – будущее России"

Разделы: Внеклассная работа


« …человечеству не хватает взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признавай право других на то же самое, и все будет хорошо…»
С.Т.Баранов

I. Наименование, актуальность

Наименование: «В единстве сила!» или «Вы – будущее России!»

Актуальность. Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много: взаимная нетерпимость, культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью – эти явления все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.

Необходимо отметить доминирование эгоцентрических установок сознания свойственных многим сегодняшним школьникам. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять Другого, именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Наши наблюдения в Мыскаменской школы – интернате выявили трудности, как общего порядка, так и специфические, связанные с особенностью социальной ситуации района и поселения. В первую очередь можно назвать трудности в сфере межличностного общения (в школе, а порой и в классе). На сегодняшний день в Мыскаменской школы – интернате обучаются учащиеся разных национальностей: ненцы, украинцы, молдаване, дагестанцы, марийцы, буряты, татары, армяне, азербайджанцы, белорусы и русские. Трудности в общении, с нашей точки зрения, объясняются следующими причинами:

а) дефицит "места встреч", контактов для общения молодежи, обедненная социальная среда;
б) отчужденность подростка от школы, от учителя, а учителя – от характера своего труда, недостаточное знание своих традиций и обычаев.

Можно говорить об определенной норме отчуждения как о механизме адаптации школьников, имеющем свои отдаленные последствия:

а) неспособность к выбору, низкую толерантность к неопределенности;
б) обедненный характер коммуникации в семье, что вызвано длительным отсутствием одного, а порой и обоих родителей в связи с отъездом на заработки (среди наших учащихся – до 30%);
в) трудности в межэтническом общении.

При этом подростковый возраст – это возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. Главная черта в психологии подростка – формирование более высокого уровня самосознания и усиливающейся потребности в самореализации.

В свою очередь, рост этнического самосознания подростков под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение подростком управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам. «Подростковый синдром» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности.

В связи с этим все более остро возникают противоречия между потребностью общества в этнотолерантных людях и возрастающей агрессией в обществе; стремлением части педагогов организовать поддержку конструктивного межэтнического взаимодействия и неумением влиять на процесс формирования качеств, способствующих такому взаимодействию. Поэтому мы говорим о необходимости формирования у школьников этнической толерантности как качества личности и разработке целостного представления о процессе формировании данного качества. Возникла необходимость объединить силы учащихся, родителей и педагогов по решению проблемы формирования толерантности как средства профилактики экстремизма, ксенофобии, жестокости, агрессивности через программу совместной деятельности.

II. Цели и задачи

Цель: создание условий, направленных на активизацию профилактики проявления экстремизма, ксенофобии, жестокости, агрессивности, а также укрепление толерантности, через программу совместной деятельности участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
  • Формирование осознания ценности человеческой жизни вне зависимости от национальной принадлежности.
  • Укрепление межличностных отношений, стимулировать самовоспитания.
  • Организация просветительской работы с участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и семьей.
  • Внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование основ толерантного сознания.
  2. Профилактика национального экстремизма .
  3. Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  4. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.)
  5. Воспитание активной жизненной позиции : ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок .
  6. Повышение интереса учащихся к внеклассной работе через использование в школе нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей
  7. Повышение социальной активности учащихся.

III. Целевая аудитория

Участники проекта: учащиеся 8–11 классов, педагоги, воспитатели школы – интерната, родители учащихся.

В период взросления социальные ценности подвергаются испытаниям. Представленный проект позволит найти себя каждому учащемуся через социально значимую деятельность, привлечет интерес к социальной жизни. Он позволит разнообразить формы воспитательной работы внутри школы. В ходе проекта учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и будут способствовать социальной адаптации

IV. Схема и механизм реализации проекта

Проект «В единстве сила!» или «Вы – будущее России!» – это форма политического, гражданского, патриотического, интернационального образования и воспитания подростков.

Механизмами реализации проекта являлись:

  • Осуществление деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника.
  • Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие.
  • Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур.
  • Использование конкретных наборов методических приёмов на различных ступенях образовании.

Схема реализации проекта

V. Сценарный ход проведения проекта

Участники ДЮО «Радуга» принимали активное участие в реализации всех этапов проекта.

Этапы реализации

  1. Анкетирование, опрос учащихся, родителей и учителей по данной проблеме.
  2. Анализ результатов.
  3. Сбор информации по проблеме.
  4. Мозговой штурм обсуждение путей решения проблемы.
  • Знакомство с документами о правах человека.
  • Проведение педсовета «Воспитание культуры толерантности».
  • Внеклассное мероприятие «Вы – будущее России!».
  • Выпуск листовок «Толерантность» и распространение её на территории образовательных и других учреждений поселка.
  • «Мы разные»: пресс-конференция.
  1. «Круглый стол» по данной проблеме со всеми участниками проекта.

В процессе реализации проекта учащиеся выработали модель толерантного учащегося и схему толерантности.

Модель толерантного учащегося

  1. Интерес к особенностям друг друга.
  2. Признание равенства партнеров.
  3. Отказ от насилия.
  4. Отказ от одной точки зрения.
  5. Готовность принять другого таким, какой он есть.
  6. Доверие, умение слушать и выслушивать другого.
  7. Способность к сочувствию.
  8. Способность разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия.
  9. Готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, с правом отстаивать эти интересы.

Список литературы

  1. Дополнительное образование в кружках детско-юношеского центра: Метод разработки-Волгоград: Перемена, 1996.
  2. Марзоева Э.В. Vетодическое пособие по разработке авторских программ. Владивосток, 1996.
  3. Программа «Лидер». Научно практический центр. – М: 1992.
  4. Прутченков А.С. Школа жизни. Методическая разработка социально-психологических тренингов – Новая цивилизация, М., 2000.
  5. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие – М: НИИ семьи, 1998.
  6. Учимся и учим культуре мира. Под редакцией В.Т.Кабуша, В.Г.Литвиновича. Материалы и программы. – МН., 1998.
  7. Журнал «Внешкольник».
  8. Журнал «Воспитание школьников»
  9. Интернет-ресурсы.