Познавательно-игровая деятельность по ознакомлению с космосом "Звездный городок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи.

Образовательные

  1. Формировать представления детей о нашей планете, как части Солнечной системы.
  2. Учить детей выражать знания и впечатления в разнообразных видах и формах деятельности.
  3. Обогащать словарь детей словами космической тематики: Вселенная, орбита, планета, спутник, галактика и др.
  4. Учить пользоваться специальной терминологией.
  5. Усилить линию естествознания в освоении темы.

Развивающие

  1. Развивать навыки творческого рассказывания, добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
  2. Учить давать четкие краткие ответы на конкретно поставленные вопросы.
  3. Развивать способность выходить за пределы того, с чем они непосредственно сталкиваются в жизни.
  4. Развивать творческую фантазию детей, их образное мышление; развивать логическое мышление (анализ и синтез).

Воспитательные

  1. Воспитывать желание фантазировать и мечтать.
  2. Воспитывать интерес к коллективному творчеству, умение взаимодействовать друг с другом.
  3. Воспитывать и поддерживать интерес к теме космоса, дальнейшее стремление к получению астрономических знаний.

Дети входят под музыку в зал, крутится зеркальный шар.

Вступление

Сегодня у нас одна из последних встреч. Мы с вами отправляемся в путешествие по местам, связанным с космосом. Только экскурсоводами будет каждый из вас.

Ребенок.

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет
А солнце – звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Ребенок.

Солнце – звезда преогромнейший шар,
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце – светило они обожают.

1) Солнечная система (планеты)

Ребенок.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

(Слайд. Солнечная система)

2) Земля

Ребенок.

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!

- О какой планете идет речь в стихотворении? (О планете Земля)

Ребенок.

Самая красивая и самая интересная из планет – это наша Земля.

Вот так выглядит Земля из космоса.

Недаром её называют “голубой планетой” Земля единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь.

(Слайд. Картинка земли на экран)

3) Луна

Ребенок.

Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без … (Луны)

(Слайд)

Ребенок.

Луна – спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Луна светит потому, что её освещает Солнце. С Земли мы видим её то круглой, то в виде серпа, иногда её совсем не видно На Луне нет ни воды, ни воздуха.

(Слайд)

4) Марс

Ребенок.

Он красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Климат на нем засушлив, суров
Трудно дышать хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока! Это Марс.

(Слайд)

Ребенок. Марс – 4 планета от Солнца. Это холодная, каменистая планета. Его его называют красной планетой, потому что она покрыта пылью красного цвета. На Марсе, как и на Земле, происходит смена времен года, но там намного холоднее.

5) Сатурн

Ребенок.

У каждой планеты есть что-то свое,
Что ярче всего отличает её.
Его непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Ученые вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца его из снега и льда.

- О какой планете идет разговор? (Сатурн)

(Слайд)

Ребенок. Сатурн почти полностью состоит из газа. Это вторая по величине планета. Его легко узнать по поясу из ярких широких колец. А кольца это – каменные и ледяные осколки, которые мчатся вокруг планеты.

6) Юпитер

Ребенок.

Он – царь планет!
Вращаться не спешит.
Уж очень он тяжел и медленно летит.
А наступить ногой так просто невозможно.
Ведь жидкая планета и утонуть в ней можно. Это Юпитер

(Слайд)

Ребенок. Юпитер – самая большая планета. Он мог бы вместить в себя все планеты Солнечной системы. Юпитер очень быстро вращается, поэтому разноцветные облака образуют яркие причудливые узоры.

7) Венера

Ребенок.

Планета прекрасна!
Закрыта она пеленой облаков.
Дышать невозможно, жарища без меры
Солнца не видно сквозь облака.

Жизнь невозможна, но может пока? Это Венера (Слайд)

Ребенок. По размерам Венера похожа на Землю, но жить на ней нельзя, т.к. это самая раскаленная планета.

8) Меркурий

Ребенок.

Это ближайшая к Солнцу планета
Повернута к Солнцу одной стороной
С другой – страшный холод и мертвый покой. А это?

(Слайд)

Ребенок. Меркурий – самая маленькая и самая ближайшая к Солнцу планета.

Воздуха вокруг Меркурия почти нет, поэтому днем здесь очень жарко, а ночью холодно.

9) Уран и Нептун

Ребенок.

Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары.
Планеты прекрасны,
Но жизни там нет.
Одна – лежебока
У другой - синий цвет.
Это Уран и Нептун.

(Слайд)

Ребенок. Планеты Уран и Нептун газовые великаны, окруженные кольцами.

Уран – планета-лежебока, он вращается вокруг Солнца “лёжа на боку”.

Нептун – это планета синего цвета.

10) Плутон (Слайд)

Ребенок. Плутон находится далеко от Земли, его нельзя рассмотреть ни в один телескоп. Долгое время его считали планетой Солнечной системы, Сейчас Плутон не считают планетой, т.к. он очень маленький.

Опыт “Вращение планет вокруг Солнца”

Крутится зеркальный шар, выставляются тренажеры

Центр подготовки космонавтов

Я рада приветствовать вас в центре подготовки космонавтов. Сейчас вы познакомитесь с упражнениями, которые помогают космонавтам стать сильными, ловкими, выносливыми.

Упражнения с тренажерами. (Слайд подготовки космонавтов)

Упражнения на релаксацию в “невесомости”.

Великолепно, теперь вы почти готовы к 1 полёту, если не космонавтом, то пассажиром космического корабля.

Теперь мы с вами отправимся в музей космонавтики.

- А может быть вы сами расскажете, что вы знаете о самых первых покорителях космоса.

1) Белка и Стрелка

(Слайд)

Ребенок. Белка и Стрелка – это собаки, первые побывавшие в космосе раньше человека. После суточного полета благополучно вернулись на Землю.

Произошло это 19 августа 1960 года.

2) Юрий Гагарин

(Слайд)

Ребенок. Первым в мире космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. На корабле “Восток” он поднялся в космос и облетел Землю за 108 минут. Это было 12 апреля. И у нас в календаре появился новый праздник – День космонавтики.

3) Валентина Терешкова (Слайд)

Ребенок. Это первая женщина, побывавшая в космосе.

4) Алексей Леонов и Светлана Савицкая (Слайд)

Ребенок. А это первые космонавты, вышедшие в открытый космос.

Покорение космоса (летательные аппараты)

Ребенок. Издавна люди мечтали научиться летать. Они изучали полет птиц, чтобы сконструировать летательные аппараты.

Ребенок.

Покорить простор вселенной
Очень человек хотел,
И тогда в далекий космос
Первый спутник полетел.

(Слайд - первый спутник земли)

(Картинка на экран - первый спутник земли)

Ребенок.

А потом поднялся в космос
И прославился навек
Вслед за спутником в ракете
Самый первый человек.

(Слайд - “Союз”, “Буран”)

Ребенок. Для изучения Луны и Марса люди придумали особые машины: луноход и марсоход. У них есть: мощные камеры, антенны и солнечные батареи.

(Картинка на экран – луноход и марсоход)

Ребенок. До сих пор землянам удалось побывать только на Луне.

(Слайд – люди на Луне)

Ребенок. А вот так выглядит Международная космическая станция в космосе. На ней космонавты живут и проводят научные исследования.

Ребенок. Мы знаем, что вы любите мастерить различные поделки. Может вы оставите что-нибудь нашему музею на память.

Ребенок. Мы дома вместе с родителями сделали космические корабли и другие летательные аппараты. И вот какими они получились.

(Слайд-шоу из фотографий летательных аппаратов)

- А давайте, мы с вами вместе сделаем ракету и отправимся к звездам.

(Крутится зеркальный шар)

- Посмотрите в иллюминатор.

(Полярная звезда, Большая и Малая Медведица)

Ребенок. Самое известное созвездие – Большая Медведица (картинка на экран), но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой.

Рядом с Большой Медведицей находится созвездие Малая Медведица, которое тоже похоже на ковш, только поменьше. На самом конце ручки “ковша” сверкает Полярная звезда.

А с Земли при наблюденье
Создаётся впечатленье,
Что кружится не она,
А все звезды и Луна!

Лишь Полярная звезда
Не стремится никуда!
Ось земная на неё
Направляет остриё
Можешь быть уверен:
Где она – там север!

Та звезда не просто точка,
А нога Мишутки-дочки!
Черный нос Медведя-мамы
На неё укажет прямо.

2) Зодиакальные созвездия

(Слайд картинка звездного неба)

Ребенок.

Встали в круг и славно пляшут
С Козерогом Водолей,
Рыбы плавниками машут,
Овен в круг спешит скорей
И Телец с ним рядом будет
Он чечетку лихо бьет.
Будет пляска до упада,
Добрым будет хоровод.
Близнецы кружатся в танце,
Пятится за ними Рак:
“Это что ж за странный танец?
Круг иль пояс?” - Зодиак!
Лев и Дева подружились,
В хороводе закружились,
Прихватив с собой Весы
Удивительной красы.
Скорпион присядку пляшет
И Стрельцу клешнею машет.
Этот славный хоровод
Солнце обойдет за год.
Их двенадцать в хороводе,
А на небе больше вроде?
“Сколько всех созвездий?” – спросим!
“Ровно восемьдесят восемь!”.

- Давайте перейдем к другому иллюминатору (дети садятся на стулья) и посмотрим, как танцуют звезды.

(Слайд)

Танец звезд

- Теперь нам пора возвращаться.

(Крутится зеркальный шар)

- Наше путешествие подошло к концу.

- Вам понравилось? Что вам запомнилось?

Презентация