Цели:
1. Организационный момент.
Поприветствуйте наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли ваши воспитатели. Они пришли порадоваться за вас, посмотреть чему вы научились в школе.
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок
Будем мы писать, трудиться
Ведь заданья нелегки
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как мы ученики.
- Начинаем урок русского языка.
- Откройте тетради.
- Записываем дату.
- Классная работа.
В слове “работа” раб сидит
Букву “а” писать велит.
2. Чистописание.
Посмотрите внимательно на доску. Какая буква написана?
Лл
- Соединение Л заглавной и л строчной.
- Отрабатываем нижнее соединение.
- Ребята, а какие звуки обозначает буква “л”?
Дети!
Твердый согласный звонкий
Мягкий согласный звонкий.
- Прочитайте слоги.
Дети! л(?) л(?) л(?)
- Можно ли сказать какие слоги твердые, а какие мягкие.
Дети! Нет!
- А кого нужно пригласить на работу?
Дети! Гласные.
Гласные открыты
Ла, ля, ло, ле, лы, ли.
- Прочитайте твердые слоги.
- Прочитайте мягкие слоги.
- Кто подсказал как читать?
- Запишем на следующей строчке
(л): ла, ло, лу, лэ, лы.
(л): ля, ле, лю, ле, ли.
- Как показать значки звуков?
Дети! Слышу твердый согласный звук (л) звук (а) обозначаю буквой “а”, слышу мягкий согласный звук (л) звук (а) обозначаю буквой “я”.
- Отметьте буквы гласных. Показатели чего?
Дети! Впереди стоит твердый согласный звук, впереди стоит мягкий согласный звук.
3. Подготовка к новому материалу.
Игра “Найди лишнюю букву”.
Вот цветочек непростой
А чудесный он какой
Букву лишнюю найдите
Всем нам чудо покажите!
- Какая буква лишняя?
Дети! “ь”
- А почему буква “ь” лишняя?
Дети! “ь” не обозначает звука.
- Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображенных на лепестках?
Дети! Они обозначают мягкость согласных звуков.
- Ребята, а вам не жалко было выгонять мягкий знак?
- Может мы сегодня на уроке найдем общий признак, по которому можно будет оставить мягкий знак в этой группе слов?
Цель: Сегодня на уроке мы найдем, что общего есть у этих букв и узнаем еще один способ обозначения мягкости согласных.
4. Работа над новым материалом.
- Отгадайте загадку.
Я его держу в руке
И пишу им на доске.
Дети! Мел.
- Посмотрите на звуковую запись слова.
Дети! (Мэл)
- Сделайте буквенную запись.
- Назовите звуки м, э, л.
- Соедините мил, мэл.
- Назовите мягкий согласный м.
- Слышу мягкий согласный (м) звук (э) обозначаю буквой “е”
или
- Звук (э) после мягкого согласного звука обозначаю буквой -
- Записываю “мел”, пишу гласную букву “е”.
- Покажите буквы гласные.
- Показатель чего буква “е”?
Дети! показатель мягкости. (М эл) – мел - 3 буквы, 3 звука.
- Откройте учебник. Упражнение 119.
- Посмотрите на первую запись значками звуков. Назовите звуки.
Мел, a-м пишут в школе, мель опасна на море.
- Запишем ниже.
Дети! (м эл) - мел(ь) - мел(ь) – 4 буквы, 3 звука.
- Чем отличаются две записи на конце (л•)?
Какое слово должно получиться?
Мель Мелководное место в реке, в реке, в водоеме. Давайте запишем с помощью букв. 1. После мягкого согласного звук (э) обозначаю буквой “е”. |
Хорошо, это мы знаем. 2. А посмотрите мягкий согласный есть, а следующего за ним гласного нет. Как быть? Подождите, кажется, кто-то стучится? |
Сценка про мягкий знак из книги Волиной “Веселая грамматика”
- Спасибо мягкому знаку, что он пришел к нам на работу.
- Сам звука не обозначает, а предыдущий согласный сделал мягким.
Но еще изменил смысл слова.
Значит показателем мягкости могут быть не только гласные, но и “ь”.
- Новый способ может встретиться на конце слова и для этой работы нужен “ь”.
- Ребята, когда вы читали, вам уже встретились такие слова.
- Подберите такие слова.
Дети! День, пень, лень, тень, соль, моль.
Посмотрите на следующую звуковую запись.
Прочитайте, что получилось?
Знакомо пи, после мягкой согласной, а дальше.
Но ведь ни на конце, а в середине слова, да еще и перед согласной. Как быть?
Пригласить на работу ь.
Значит “ь” может быть в середине слова, перед согласным звуком.
- Запишем письмо - 6 букв, 5 звуков.
Итак: вывод.
- Какими двумя способами обозначается мягких согласных в русском языке?
1. Буквами гласных.
2. “Ь” (в конце и в середине слова).
Подвижная физминутка.
5. Применение правила.
- Прочитаем правило.
Упражнение №120. Мягкость согласных звуков в русском языке обозначается буквами гласных и “ь”.
- Антон (мальчик - дошкольник из книги) спрашивает: как узнать и правильно обозначить мягкий согласный звук.
- Важно применять правило.
- Назовем действия, которые надо выполнить.
Слушаю слово и узнаю где? слышится мягкий согласный звук.
1 способ: Слышу мягкий согласный звук перед гласными - мягкость обозначаю гласными буквами.
2 способ: Слышу мягкий согласный звук на конце слова или в середине перед согласным мягкость обозначаю “ ь”.
- Давайте применять правило, упражнение №122.
- Прочитайте слово.
- Слушаем. Мягкий согласный в середине слова перед согласной, обозначаю “ь”.
- Записываем ПАЛЬМА..
Дерево южных стран с прямым не ветвистым стволом с очень крупными вечнозелеными листьями. Пальмы бывают разные - кокосовая, плод-орех. Незрелые орехи заполнены светлым молоком. Из волосистой оболочки плода плетут рыболовные сети и канаты, а скорлупу ореха используют как топливо. У жителей тихоокеанского побережья есть обычай высаживать пальму, когда рождается ребенок.
- Прочитаем следующее слово.
- Слушаем слово, слышим перед гласным мягкий согласный звук.
- Записываем ВИШНЯ.
- Все звуки мягкие, после всех стоят гласные.
- Произнесем слово. Попробуйте записать.
- Слушаю мягкий согласный звук перед гласным звуком “о”, обозначаем буквой “е”.
- Оказывается известно более 150 видов клена. Наш остролистый (лист напоминает человеческую ладонь). Еще бывает полевой, татарский, черный, красный, серебристый. Славится древесиной. В старину из клена точили ложки, ковши, сосуды, расчески, делали копья и рукоятки топоров. А при выпечке хлеба клали широкие листья на под печи, которая не пачкала каравай.
- Мягкий согласный перед согласной, обозначим “ь”.
- Два мягких согласных звука.
1. Следовательно буква “ю”.
2. Следовательно “ь”.
- Сколько способов мягкости встретилось в этом слове?
Дети! Два.
- Назовите эти способы.
1 способ: Слышу мягкий согласный звук перед гласными - мягкость обозначаю гласными буквами.
2 способ: Слышу мягкий согласный звук на конце слова или в середине перед согласным мягкость обозначаю “ь”.
6. Итог.
- Давайте вернемся к нашему чудо-цветку.
- Нашли ли мы с вами общий признак, по которому можно оставить “ь” среди гласных букв?
Дети! Все они показатели мягкости согласного звука.