Сценарий педагогического совета "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Разделы: Администрирование школы


В законе РФ “Об образовании” (ст. 51.) сказано: “Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”. Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. Необходимость внимания к вопросу здоровьесберегающей организации учебного процесса вызвана и рядом наметившихся негативных тенденций в образовательном процессе: наблюдается падение интереса к обучению, снижение познавательной активности, жалобы родителей и учащихся на конфликтные ситуации между учителями и учащимися.

Вот почему я хочу провести педсовет на тему “Здоровьесберегающая организация учебного процесса”.

Цель: Знакомство с основными принципами здоровьесбережения в организации урока как основной формы учебного процесса.

Задачи.

1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по принципам здоровьесбережения в организации урока.

2. Познакомиться с понятием здоровьесберегающих технологий.

3. Продиагностировать педагогический коллектив и определить приоритеты в общении с учащимися.

“Валеологизация” образовательного процесса состоит из формирования здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении.

В связи с данным направлением работы необходимо, на наш взгляд, выявить принципы здоровьесбережения в организации урока как основной формы учебного процесса и определить резервы и возможности совершенствования этой работы.

В ходе работы педсовета предлагается провести анкетирование учителей по использованию на уроках здоровьесберегающих технологий. Дальнейшая обработка анкет позволит определить индекс технологичности педагогического коллектива.

При подготовке данного педсовета в течение месяца организуется взаимопосещение уроков учителями школы. Каждый учитель должен посетить урок коллеги, необязательно по профилю своего предмета. При посещении каждый учитель получает бланк анализа урока с позиций здоровьесбережения (приложение 1). Заполняя бланк, не надо указывать фамилию учителя и предмет из этических соображений, и учитель, который посетил урок, тоже не подписывается под анализом. Задача взаимопосещений — не контроль за работой учителя, а выяснение объективного положения дел в школе с точки зрения здоровьесбережения. Далее все бланки с анализом сдаются заместителю директора по учебной работе для дальнейшего использования на педагогическом совете.

План проведения педсовета:

1. Вступительное слово. Обоснование выбора темы.

2. Проведение анкеты “Стиль общения”.

3. Теоретические сведения по рассматриваемой проблеме.

4. Анкетирование “Использование здоровьесберегающих технологий”.

5. Работа творческих групп:

Группа 1 — обработка анкет “Стиль общения”. Построение диаграмм;

Группа 2 — обработка анкет “Использование здоровьесберегающих технологий”;

Группа 3 — группа “Урок” — анализ посещенных уроков;

6. Презентация работы творческих групп.

7. Подведение итогов. Принятие решения.

Примеры анкет “Стиль общения” и “Использование здоровьесберегающих технологий” можно найти в приложении 1.

Выступление по теории вопроса может сопровождаться компьютерной презентацией (приложениие 1).

Пример выступления:

Институт возрастной физиологии РАО выявил и проранжировал следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей:

• стрессовая педагогическая тактика;

• интенсификация учебного процесса;

• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

• нерациональная организация учебной деятельности;

• низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

- комплексно и системно;

- длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее важными показателями рациональной организаций учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, являются:

- организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

- использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

(Опора на лист оценки урока с позиции здоровьесбережения, который должен меть каждый член педагогического совета).

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать вопрос.

Задавание вопросов является показателем:

- включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

- адекватно развитых коммуникативных навыков;

- проявлением и тренировкой познавательной активности.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1-й этап: учитель сообщает информацию и одновременно стимулирует вопросы;

2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;

3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока — взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующими

- левополушарные люди - для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди - у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

- 5-25-я минута — 80%;

- 25-35-я минута — 60-40%;

- 35-40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная реакция, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Таблица 1

Этапы урока с позиции здоровьесбережения

Часть урока Время Нагрузка Деятельность
1 этап. Врабатывание 5 минут Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную
2 этап. Максимальная работоспособность 20-25 минут Максимальное снижение на 15 минуте Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3 этап. Конечный порыв 40-45 минут Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

  • снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;
  • ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
  • появление чувства усталости;
  • шум в классе.

Внимательный учитель может заметить:

- нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;

- изменение почерка;

- динамизм (кривляние) телодвижений;

- вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица;

- жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;

- учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя “внешней” речью (проговаривание текста).

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий

Один из инновационных подходов к решению здоровьесберегающих проблем в средней школе предполагает технологический подход. Он так же, как и традиционный, основывается на педагогической теории, методике, планировании обучающей деятельности учителя, но вместе с тем ему присущи:

  • конкретное целеполагание, т.е. моделирование диагностируемого конечного результата;
  • достижение прогнозируемого результата, осуществляющего в заранее определенные сроки и с заранее определенным уровнем затрат ресурсов физического и психического здоровья учителя и учащихся;
  • неразрывная связь с теорией деятельностного подхода в обучении.

Для определения здоровьесберегающих технологий, умелого и осознанного их выбора из имеющегося банка педагогических методик необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия “образовательная технология”.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки последнего понятия. Это понятие не имеет общепринятого и однозначного толкования.

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые, на наш взгляд, и составляют сущность педагогической технологии.

- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

- оптимальный отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

- необходимый реальный уровень квалификации учителя (кто);

- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии, являются:

  • диагностическое целеполагание и результативность — предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;
  • экономичность — выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
  • алгоритмируемость, проектируемость, целостности и управляемость — отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий/
  • корректируемость — предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
  • визуализация — затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии — это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

  • почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения;
  • что? — отбор и структура содержания;
  • как? — оптимальная организация учебного процесса;
  • с помощью чего? — методы, приемы и средства обучения;
  • кто? — реальный уровень квалификации учителя;
  • так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

Принципы здоровьесбережения, сформулированные Н. К. Смирновым:

  • “Не навреди!” — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния напсихофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект — субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровье-сберегающих мероприятий.
  • Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны быть ориентированы на возраст учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, и только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье — надо стараться сформировать ее у каждого ребенка, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Общепринятой классификации образовательных технологий, в частности здоровьесберегающих, в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.

Решение педсовета

1. Заместителям директора по УВР разработать программу “Здоровье” как составную часть программы развития школы и представить ее для коллективного обсуждения.

Срок – февраль.

2. Заместителю директора по АХЧ и медицинской службе ежемесячно контролировать соблюдение СанПиНов в учебных кабинетах.

3. Заместителям директора по УВР во II полугодии посетить не менее 50 уроков с целью выявления наличия здоровьесберегающих технологий, используемых педагогами в учебном процессе, анализа состояния психологического климата на уроках.

Срок – январь-май.

4. Социальному педагогу и психологу школы провести собеседования, анкетирование с группой наиболее конфликтных учащихся, слабоуспевающих и пропускающих уроки с последующим их анализом.

Срок – январь.

5. Методическому совету создать памятку для педагогов “Критерии здоровьесбережения на занятии, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности занятия”.

Срок – январь.

6. Методическому совету провести тематический семинар для педагогов “Функциональная асимметрия полушарий и стиль учебной деятельности”.

Срок – январь.

7. Заместителю директора по ВР откорректировать информационное пространство школы с ориентацией на ЗОЖ.

Срок – март.

8. Медицинским работникам школы, психологической службе продолжить диагностику состояния здоровья детей, работу по охране их здоровья, осуществлять систематическое взаимодействие с родителями через индивидуальные встречи (по мере необходимости) и родительские собрания (не реже 1 раза в полугодие).

Список использованной литературы

1. Анисимова Н.В., Карашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М., “Сфера”, 2002.

2. Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. Л., 1985.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

4. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы. М., “Глобус”, 2010.

Приложение 2

Приложение 3