Прямая речь. Диалог. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

обучающая – закрепить знания об особенностях строения предложений с прямой речью – слова автора и прямая речь;

со схемами таких предложений; с пунктуационным оформлением предложений и обозначением пунктограммы “Знаки препинания при прямой речи”, диалоге; ввести новые термины: диалог, монолог, полилог.

развивающая – развивать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся;

воспитывающая – воспитывать интерес к предмету, культуре речи.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки, словари, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, посмотрите в окно
Вот опять пришла зима.
И вступив в свои права,
Навалила снега.
Белоснежным все кругом
Принакрыла колпаком.
Крыши и заборы,
Двери и запоры.
Рады люди той зиме,
Видят зелень лишь во сне.

Тымытова Влада

Это стихотворение написала ваша одноклассница. За окном красиво и бело. Пусть ваше настроение будет таким же.

Начинаем урок.

Хочется, чтобы наш урок сегодня прошёл замечательно, был светлым и добрым.

2. Посмотрите, ребята на доску, прочитайте эпиграф.

Эпиграф:

Умей сказать, умей и смолчать.
Больше знай, да меньше болтай.
Слово-серебро, а молчание – золото.
Что это такое? (Пословицы)

А пословицы - это малый жанр чего? (УНТ, повторение терминологического минимума)

На карточке: прочитаем стихотворение “Сова”.

Борис Заходер

Мудрейшая птица на свете – сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.

Как вы думаете, почему поэт называет сову мудрейшей птицей? В чем её мудрость?

1. Выберите пословицу из эпиграфа, ту, которая больше всего походит к стихотворению “Сова”.

Учитель:

Как вы думаете, почему я взяла такой эпиграф?

Какую тему мы изучали?

Правильно, прямую речь, сегодня мы будем учиться правильно писать, выделять и отделять прямую речь и диалог?

Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф. (3 пословица – объясните постановку тире)

Слайд 1. (Презентация). Тема.

Слайд 2. Ответить на вопросы.

Слайд 3. Шахматов (рассказывает подготовленный ученик).

Слайд 4. Давайте поставим цели нашего урока.

Слайд 5

Задания: Синтаксическая разминка (2 у доски).

Задания:

- вставить орфограммы,

- расставить знаки препинания,

- составить схемы 1, 3, 5 предложений,

4 предложение разобрать синтаксически (у доски).

Вопросы: Что объединяет эти предложения? Какая тема?

Анализ 5 предложения – с прямой речью.

Какие правила мы повторили?

Что такое прямая речь?

Как она оформляется на письме?

Проверка домашнего задания: карточка и пример предложения с прямой речью.

Учитель: Молодцы, с заданием справились.

Учитель: Слова автора, входящие в прямую речь, могут стоять не только перед или после прямой речи, а могут разрывать её – посмотрим на доску.

Слайд 6

Слайд 7

Задание: назовите, прямую речь, а затем слова автора.

4. Введение в новую тему.

Слайд 8. Из какого произведения эта иллюстрация?

Кто и какую речь произносит? Сколько лиц участвует в разговоре? (Читает ученик)

- Свет мой, зеркальце, скажи…..

Слайд 8-9

Кто и какую речь произносит?

Елисей, солнце. (Читают дети)

Елисей:

“Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с тёплою весной…..

Солнце:

Свет ты мой, я царевны не видало
Знать её в живых уж нет

Слайд 10.

Ах, ты мерзкое стекло
Это врешь ты мне назло!

Слайд 11

Постой! Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора….

Учитель: на примере мы посмотрели, что прямую речь мы можем услышать от одного лица или от двух лиц.

В русском языке это называется: диалог, монолог.

Слайд 12. Запишем в тетрадь.

Работа по учебнику. Стр.103. вывод.

Закрепление материала:

Познакомьтесь с текстом. Слайд 13

Подумайте, можно ли его прочесть в лицах.

Попробуйте это сделать.

Кто из участников диалога заслуживает уважения? Почему?

Как диалог оформляется на письме?

Закончите предложение:

Стихотворение “Яма” - пример (диалога или монолога).

Словарная работа (на карточках): здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

Какие это слова?

Почему их называют волшебными?

Задание на карточке: измените знаки прямой речи на диалог. И не забывайте правило: кавычки меняем на тире.

“Здравствуйте, попросите, пожалуйста, Колю”, - сказал Петя.

“Извините, но его нет дома”, - ответила Лида.

Задание: выпишите словосочетание: Попросите Колю.

1. Определите тип словосочетания и вид связи.

Проверяем.

Слайд 14. Знаки препинания – выделяются запятыми на письме - волшебные слова.

Физкультминутка.

Слайд 15. Вывод.

Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Слайд 16. Реплика в словарь.

Слайд 17. Закрепление темы – записать в форме диалога.

1-2 предложение письменно на доске в форме прямой речи и диалога.

Остальные устно.

Вывод самостоятельно.

Дополнительное задание (если останется время).

Записать предложение:

Учительница сказала: - Ребята, спасибо за урок!.

Слайд 18. Домашняя работа.

Оценки за урок. Всем спасибо!

Слайд 19. Если останется время.