Цели урока:
обучающая – закрепить знания об особенностях строения предложений с прямой речью – слова автора и прямая речь;
со схемами таких предложений; с пунктуационным оформлением предложений и обозначением пунктограммы “Знаки препинания при прямой речи”, диалоге; ввести новые термины: диалог, монолог, полилог.
развивающая – развивать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся;
воспитывающая – воспитывать интерес к предмету, культуре речи.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки, словари, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, посмотрите в окно
Вот опять пришла зима.
И вступив в свои права,
Навалила снега.
Белоснежным все кругом
Принакрыла колпаком.
Крыши и заборы,
Двери и запоры.
Рады люди той зиме,
Видят зелень лишь во сне.
Тымытова Влада
Это стихотворение написала ваша одноклассница. За окном красиво и бело. Пусть ваше настроение будет таким же.
Начинаем урок.
Хочется, чтобы наш урок сегодня прошёл замечательно, был светлым и добрым.
2. Посмотрите, ребята на доску, прочитайте эпиграф.
Эпиграф:
Умей сказать, умей и смолчать.
Больше знай, да меньше болтай.
Слово-серебро, а молчание – золото.
Что это такое? (Пословицы)
А пословицы - это малый жанр чего? (УНТ, повторение терминологического минимума)
На карточке: прочитаем стихотворение “Сова”.
Борис Заходер
Мудрейшая птица на свете – сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.
Как вы думаете, почему поэт называет сову мудрейшей птицей? В чем её мудрость?
1. Выберите пословицу из эпиграфа, ту, которая больше всего походит к стихотворению “Сова”.
Учитель:
Как вы думаете, почему я взяла такой эпиграф?
Какую тему мы изучали?
Правильно, прямую речь, сегодня мы будем учиться правильно писать, выделять и отделять прямую речь и диалог?
Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф. (3 пословица – объясните постановку тире)
Слайд 1. (Презентация). Тема.
Слайд 2. Ответить на вопросы.
Слайд 3. Шахматов (рассказывает подготовленный ученик).
Слайд 4. Давайте поставим цели нашего урока.
Слайд 5
Задания: Синтаксическая разминка (2 у доски).
Задания:
- вставить орфограммы,
- расставить знаки препинания,
- составить схемы 1, 3, 5 предложений,
4 предложение разобрать синтаксически (у доски).
Вопросы: Что объединяет эти предложения? Какая тема?
Анализ 5 предложения – с прямой речью.
Какие правила мы повторили?
Что такое прямая речь?
Как она оформляется на письме?
Проверка домашнего задания: карточка и пример предложения с прямой речью.
Учитель: Молодцы, с заданием справились.
Учитель: Слова автора, входящие в прямую речь, могут стоять не только перед или после прямой речи, а могут разрывать её – посмотрим на доску.
Слайд 6
Слайд 7
Задание: назовите, прямую речь, а затем слова автора.
4. Введение в новую тему.
Слайд 8. Из какого произведения эта иллюстрация?
Кто и какую речь произносит? Сколько лиц участвует в разговоре? (Читает ученик)
- Свет мой, зеркальце, скажи…..
Слайд 8-9
Кто и какую речь произносит?
Елисей, солнце. (Читают дети)
Елисей:
“Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с тёплою весной…..
Солнце:
Свет ты мой, я царевны не видало
Знать её в живых уж нет
Слайд 10.
Ах, ты мерзкое стекло
Это врешь ты мне назло!
Слайд 11
Постой! Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора….
Учитель: на примере мы посмотрели, что прямую речь мы можем услышать от одного лица или от двух лиц.
В русском языке это называется: диалог, монолог.
Слайд 12. Запишем в тетрадь.
Работа по учебнику. Стр.103. вывод.
Закрепление материала:
Познакомьтесь с текстом. Слайд 13
Подумайте, можно ли его прочесть в лицах.
Попробуйте это сделать.
Кто из участников диалога заслуживает уважения? Почему?
Как диалог оформляется на письме?
Закончите предложение:
Стихотворение “Яма” - пример (диалога или монолога).
Словарная работа (на карточках): здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините.
Какие это слова?
Почему их называют волшебными?
Задание на карточке: измените знаки прямой речи на диалог. И не забывайте правило: кавычки меняем на тире.
“Здравствуйте, попросите, пожалуйста, Колю”, - сказал Петя.
“Извините, но его нет дома”, - ответила Лида.
Задание: выпишите словосочетание: Попросите Колю.
1. Определите тип словосочетания и вид связи.
Проверяем.
Слайд 14. Знаки препинания – выделяются запятыми на письме - волшебные слова.
Физкультминутка.
Слайд 15. Вывод.
Как ставятся знаки препинания при диалоге?
Слайд 16. Реплика в словарь.
Слайд 17. Закрепление темы – записать в форме диалога.
1-2 предложение письменно на доске в форме прямой речи и диалога.
Остальные устно.
Вывод самостоятельно.
Дополнительное задание (если останется время).
Записать предложение:
Учительница сказала: - Ребята, спасибо за урок!.
Слайд 18. Домашняя работа.
Оценки за урок. Всем спасибо!
Слайд 19. Если останется время.