Цели:
образовательные:
- сформировать представление о пещерах, их особенностях;
развивающие:
- развивать умение работать с физической картой;
- развивать логическое мышление, внимание, речь, умение делать выводы;
- развивать навыки самостоятельной работы, познавательную активность;
воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру, экологически обоснованные взгляды на охрану природы;
- содействовать воспитанию коллективизма;
Оборудование:
- Слайды “Виды пещер” (Приложение 1)
- Слайды “Сталактиты и сталагмиты” (Приложение 2)
- Физическая карта России
- Физическая карта Мира
- Коллекция “Полезные ископаемые”
- Мультимедийный проектор
- Рисунки тролля <Рисунок 1>, карлика <Рисунок 2>, великана <Рисунок 3>
- Аудиозапись “Страхи” (Приложение 3)
Ход урока
I. Мобильный момент урока.
II. Проверка домашнего задания.
- Классификация полезных ископаемых (рабочая тетрадь с.34 № 12).
- Полезные ископаемые области.
- Виды сооружений для добычи полезных ископаемых (рабочая тетрадь с.35 № 15).
- Тест “Полезные ископаемые”.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
1) Постановка учебных задач урока.
Мы теперь уже знаем, что разведкой и разработкой полезных ископаемых занимаются …геологи. Знаем также, что полезные ископаемые и горные породы залегают глубоко под землей.
Сегодня на уроке мы с вами и отправимся в недра нашей земли. Но не на поиски полезных ископаемых, а на поиски подземного царства. Да-да, оказывается, подземное царство существует!
Хотелось бы вам об этом узнать и увидеть это царство?
2) Погружение в тему урока.
Итак, чтобы лучше понять, о чем мы сегодня будем говорить, я приглашаю опуститься в это подземное царство, а как оно называется, вы узнаете позже.
Поэтому, я прошу вас быть предельно осторожными, внимательными и ничего не пропустить.
IV. Просмотр слайдов с фотографиями различных пещер на фоне загадочного музыкального фона “Страхи” (Приложение 1 + Приложение 3)
V. Работа над темой урока.
1) Что такое пещеры?
Кто догадался, где мы побывали? Правильно, это пещеры. Таинственные и загадочные, неизученные до конца и притягивающие разных ученых.
Пещеры – это уникальный естественный объект, созданный природой. Для первобытного человека пещера служила домом, где он укрывался от непогоды и хищных зверей, готовил пищу, рисовал на стенах события своей жизни. Вот по таким пещерным наскальным рисункам, по найденным в пещерах предметам, ученые узнали о жизни предков. За последние 10 лет открыто 1500 пещер. Даже целые подземные поселения с множеством комнат, залов.
2) Работа с Физической картой Российской Федерации.
Как вы понимаете, существование пещер в основном возможно в горах и гористой местности.
Предположите, где на территории нашей страны найдены пещеры.
(Уральские горы, Алтай, Крым)
Покажите на карте России эти места.
3) Работа с учебником. (Учебник стр. 85, 86)
Рассмотрите на рисунках в учебнике фотографии входов в пещеры. Что вы можете рассказать по этим фотографиям? Изучением пещер занимаются ученые - спелеологи. Прочтите на стр.86 учебника об исследователях пещер – спелеологах.
4) Работа с Физической картой полушарий.
Найдите и покажите на карте полушарий, где могут располагаться крупнейшие пещеры мира?
Крупнейшая пещера на планете расположена в Альпийских горах Швейцарии. Длина ее достигает 78 км. Вторая по величине Мамонтова пещера в Северной Америке. Протяженность ее залов и переходов – 71 км. В ней протекает три подземных реки, 8 водопадов, в ее залах уместилось три подземных озера. Загадочны таинственные пещеры в горах Турции.
Вывод: (делают дети) существование пещер возможно только в горах, гористой местности.
VI. Физминутка.
В сказках часто говорится о том, что в пещерах живут тролли <Рисунок 1>, карлики <Рисунок 2> и великаны <Рисунок 3> (показать рисунки сказочных героев).
Давайте поиграем в игру “Великаны и карлики”. Когда я говорю “великаны”, вы поднимаете руки вверх и встаете на носочки: вот какие вы большие! Когда я скажу “карлики”, вы приседаете и кладете руки на коленочки: вот какие вы маленькие!
А я буду говорить быстро и путать вас. Кто окажется внимательнее?
VII. Работа над новым материалом.
1) Как образуются пещеры?
Работа в парах по карточкам – метод поиска и обоснования своего ответа.
Пользуясь знаниями о горных породах, о свойствах воды, о послойном строении горных пород, попробуйте, работая в парах, определить и обосновать свой ответ. - Как образуются пещеры?
В помощь вам я предлагаю варианты ответов:
- их выкапывают люди;
- их выкапывают крупные животные для своего жилища;
- пещерные ходы в горах размываются водой;
(Дети работают в парах до 4 мин. и обосновывают свой ответ)
Пещеры создает вода. Нам уже известно, что вода хороший растворитель.
Постепенно, тысячи лет вода размывает и растворяет горные породы, минералы и уносит их прочь, образуя пещеры.
По дну пещер текут ручьи с целебной очищенной водой, которую мы называем минеральной.
В пещерах темно, холодно и сыро.
Вывод: (делают дети) Пещеры создает вода.
2) Знакомство со сталактитами и сталагмитами.
Работа с учебником стр.85.
- Рассмотрите рисунки сталактиты и сталагмиты и найдите в тексте их научное определение.
Со сводов этих пещер падают капли воды с растворенными в ней крупицами минералов. Высыхая, они слой за слоем образуют каменные сосульки. Их называют сталактитами. Одновременно со дна пещеры навстречу им поднимаются столбики причудливой формы из таких же натеков – сталагмиты.
Сталактиты и сталагмиты бывают белого, зеленого, желтого, красного, розового цвета. Как вы думаете, от чего зависит цвет сталактита? (От растворенного минерала и его примесей)
Просмотр слайдов “Сталактиты и сталагмиты”. (Приложение 2)
3) Сообщение учащегося “Живые организмы в пещерах”. (Учебник стр.87 и материалы Энциклопедии)
Как вы считаете. Есть ли жизнь в пещерах, можно ли встретить там живые организмы?
Об этом вы прослушаете сообщение одноклассника.
Пещеры – царство темноты и тишины. Удивительно, что температура в пещере летом ниже. А зимой выше, чем снаружи. Около 200 видов животных обитает в пещерах, но там почти нет болезнетворных микробов, поэтому пещеры сейчас используют для лечебных целей.
Главные хозяйки пещер – летучие мыши. Живут в пещерах и безобидные хвостатые земноводные протеи, пауки, многоножки, черви. Все они бесцветные и прозрачные. Глаза у них либо слабо развиты, либо совсем отсутствуют. Сейчас протеи занесены в Красную книгу.
Найдены в пещерах даже растения. Все они приспособились к жизни в темноте. (Учебник стр. 87)
Вывод: (делают учащиеся) Даже в таких условиях в пещерах есть обитатели, приспособившиеся к такой жизни, к таким условиям.
VIII. Закрепление изученного материала.
- Как образуются пещеры?
- Как появляются сталактиты и сталагмиты?
- Чем пещеры могут быть интересны историкам, биологам?
- В чем особенность живых организмов пещер?
IX. Итог урока.
X. Домашнее задание.
Учебник стр. 85–87, вопросы.
Список используемой литературы
1. Учебно-методический комплект “Гармония”.
2. Учебник О.Т.Поглазова Окружающий мир 4 класс, Смоленск “Ассоциация XXI век”. 2010.
3. Рабочая тетрадь. О.Т.Поглазова. Окружающий мир. 4 класс, Смоленск “Ассоциация XXI век”. 2010.
4. Энциклопедия “Что? Когда? Почему?”
5. http: //mstelle.narod.ru
6. http: //www.turki.ru
7. http: //images.yandex.ru