Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
- экология;
- семья и микроклимат в ней;
- круг общения, вредные привычки; (слайд)
- питание;
- здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
- организация учебного процесса, методика организации урока;
- организация и реализация воспитательного процесса;
- двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
- создание условий психологического комфорта; (слайд)
- организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
- организация питания;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
- комплексно и системно;
- длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация контроля за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
- организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
- использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1. Правильная организация урока. (Слайд)
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: “Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая”. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.
В-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия. (Слайд)
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:
- левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие; (слайд)
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей, позволяет мне как педагогу, излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
Этой работой должен заниматься психолог, который сотрудничает с учителями начальной школы.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. (Слайд)
Общеизвестно, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице. (Слайд)
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различна:
- 5-25 минута – 80%
- 25-35 минута – 60-40% (слайд)
- 35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение без утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Каждый из нас учитывает, что утомление часто возникает в следующие периоды:
- начало учебного года и недели;
- возникает ежедневно к 3-4-му урокам; (слайд)
- сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
- окончание четверти, учебного года, недели.
Поэтому мы должны контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, по мнению В.М. Сонькина здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
- почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
- что? – отбор и структура содержания;
- как? – оптимальная организация учебного процесса; (слайд)
- с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
- кто? – реальный уровень квалификации учителя;
- так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников? (Слайд)
1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяю дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся использую на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных домашних заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.
5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; организация гимнастики для глаз, используя офтальмотренинг , использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком, использую минуты вхождения в день, дыхательную гимнастику, обращаю внимание на влияние цвета на ребенка (слайд)
6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Соблюдая главный принцип здоровьесберегающей педагогики “Не нанести ущерба здоровью учащихся”, используем защитно-профилактические и информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии.
В начальной школе многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе трех групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития.
Применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.
Учителя начальных классов, истории, математики, физики, русского языка и литературы используют на своих уроках коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено (групповая работа).
Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется и во внеурочное время. Через сотрудничество с родителями стали традиционными Дни здоровья, спортивные праздники “Веселые старты”, ребята посещают многочисленные спортивные секции, такие как хоккей –бемби, вольная борьба, самбо, спортивные танцы, бассейн “Лазурный”.
Во время каникул в школе организуется оздоровительный лагерь. Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, вырабатывали у них интерес к себе, к собственному здоровью. Заметно возросли показатели физического развития школьников, посещаемость детьми занятий возросла до 90%. Это помогло им приобрести знания и умения по темам программного материала. У детей, занимающихся по методике оздоровления, умственное развитие изменилось в положительную сторону. Виден результат труда. Мы наблюдаем последовательное продвижение детей в учебном процессе.
И так, нужны меры по формированию валеологической культуры младших школьников для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Этому способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе: (слайд)
- проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
- учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
- обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классах;
- нормализация учебной нагрузки учащихся;
- организация горячего питания;
- введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
- применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
В конце еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать “школой здоровья”, а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.