Декоративное рельефное панно "Осенний букет" к празднику Рождества Богородицы

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия: декоративно-прикладное творчество.

Цели и задачи.

  1. Ознакомление с православным христианским праздником “Рождества Богородицы”; дать понятие о рельефе; расширение представлений детей о художественных материалах; овладение навыками работы с пластилином.
  2. Развитие чувства цветовой гаммы, фантазии, зрительной памяти детей и умения изображать природу по памяти и впечатлению.
  3. Воспитание бережного отношения к природе, опрятности и аккуратности.
  4. Укрепление межпредметных связей (литература, окружающий мир, православная культура)

Оборудование урока: пластилин, досточки, розетки, стеки, тряпочка, баночка с водой.

Зрительный ряд: живые листья, слайды икон “Рождества Богородицы”, осеннего леса, сада, репродукция И.И.Левитана “Золотая осень”, панно “Осенний листопад”, образцы композиции узоров в круге.

Литературный ряд: А.Болонский “Кружат листья…”, И. Бунин “Лес, точно терем расписной…”, Э.Федоровская “Осень”, А. Твардовский “Меж редеющих верхушек…”.

Музыкальный ряд: ноктюрны Шопена; П. И. Чайковский “Сентябрь” (из цикла “Времена года”).

План урока

  1. Организация класса. 1 мин.
  2. Объяснение темы и целей. 1-2 мин.
  3. Беседа по теме урока. 8 мин.
  4. Объяснение новой темы 7 мин.
  5. Физкультминутка. 2 мин.
  6. Работа над заданием. 20 мин.
  7. Итоги урока. 2-3 мин.
  8. Домашнее задание. 2 мин.
  9. Рефлексия. 1 мин.
  10. Ход урока

1. Организационный момент.

    Проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте,
    Всё ль в порядке,
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?

2. Объяснение темы и целей.

Ребята, тема сегодняшнего урока “Декоративное рельефное панно

“Осенний букет”. Праздник Рождества Богородицы”. Сегодня на уроке мы будем работать пластилином, создавать коллективное панно “Осенний листопад”.

3. Беседа по теме урока.

Сейчас на дворе золотая осень.

- Скажите, какой месяц? (Сентябрь)

Одним из величайших христианских православных праздников сентября является праздник Рождества Богородицы.

- Ребята, кто знает, когда празднуется этот праздник? (21 сентября)

В этот день у Иоакима и Анны родилась девочка, которую назвали Марией. Впоследствии она была избрана Богом для рождения Спасителя Мира. Вся Церковь и каждая христианская душа молится Пресвятой Богородице и почитает Её. Тем самым, выражая одну общую веру и материнское участие в жизни Мира и Церкви. Через неё вновь соединилось Божественное с человеческим, земля и Небо. Мир поистине имеет мать, и Святой Церкви даровано золотое сердце.

И как мама, оберегая своё дитя, Богородица заботится, помогает, оберегает всех молящихся, просящих.

И в эти осенние дни природа тоже радуется, расцветает яркими, праздничными красками.

Стихотворения готовят и читают дети.

Стихотворения:

Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

А. Болонский

Лес, точно терем расписной-
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

И.Бунин

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Улетает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите - роща золотом одета!

Э.Федоровская

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко жёлтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий,
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

А.Твардовский

Многие художники на своих полотнах изображают осень.

Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Картина “Золотая осень” заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени, прославляет родную природу. Небо синее, ясное, покрытое лёгкими облаками. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые берёзы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору, бескрайние дали полей и лесов. И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы.

4. Объяснение новой темы.

Сегодня на уроке мы с вами выполним панно “Осенний букет”, чтобы украсить класс и посвятить его празднику Рождества Богородицы. Это панно будет составляться из отдельных маленьких декоративных розеток.

Декоративная розетка – это дощечка, пластина круглой формы из гипса, керамики, камня или других материалов с рельефным изображением. Обычно розетки размещают в залах для украшения интерьеров. Рельеф на розетке может быть выполнен в технике барельефа (изображение возвышается над плоскостью фона менее чем на половину реального объёма) и горельефа (изображение возвышается - более чем на половину реального объёма).

Работа сегодня у нас будет коллективно – индивидуальная. Каждый из вас на розетке выполнит свою осеннюю композицию из пластилина, выбирая для себя технику барельефа или горельефа.

На каждом столе лежит заготовленная розетка (использованный диск, покрытый тонким слоем пластилина голубого или синего цветов). На ней вам необходимо создать свой образ ветки с плодами рябины, винограда, желудей или букета из осенних листьев.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила размещения композиции в круге.

Варианты композиций:

- основной сюжет в центре симметрично лучеобразно, а мелкие детали по периметру.

- основной сюжет от центра, по спирали, мелкие детали по периметру.

(На доске вывешены образцы компоновки)

Посмотрите на советы мастера:

- нанести рисунок на поверхности работы тонкой палочкой;

- рельефное изображение можно выполнить разными способами:

  • сразу готовые выполненные формы налепливать в нужные места рисунка; (педагогический показ),
  • маленькими кусочками, постепенно наращивая выпуклые формы; (педагогический показ),

- при работе, цвета пластилина можно смешивать.

Давайте, выполним упражнение.

Лепим листик:

- берём два кусочка пластилина красного и желтого цветов;

- скатываем шарик, сплющиваем его;

- делаем защипы с противоположных сторон;

- делаем надрезы по краю листа.

Веточка – скатать жгутик.

Ягодки – скатать шарики.

5. Физкультминутка.

Я вышел в сад, осенний сад. (Ходьба на месте)
На ветках яблоки висят,
Качает ветер ветки. (“Фонарики”, взмахи руками)
Я в руки яблоки беру -
Весёлые, как лето… (Потянулись вверх на носочках)
Закаты на одном боку,
А на другом - рассветы. (Наклоны туловища вправо – влево)

6. Работа над заданием.

Приступаем к работе.

Работу ведём аккуратно, продумывая цвет и фору будущего элемента узора.

Самостоятельная работа учащихся.

Анализ и разъяснение общих ошибок.

7. Итоги урока.

На заготовленном панно учитель прикрепляет выполненные работы учащихся. Отмечает наиболее удачные композиции. Оценивает работы.

- К какому православному празднику мы изготавливали данное панно? (Рождество Богородицы)

- Когда он празднуется? (21 сентября)

- Чем различаются понятия барельеф и горельеф?

Выставление оценок учащимися с комментариями к работе.

8. Домашнее задание.

Найти репродукции работ, созданных художниками в различных материалах, изображающих рельеф.

Урок окончен. До свидания.

9. Рефлексия.

Ребята, перед вами на столах лежат осенние листья 4 цветов. На таблице есть значение каждого цвета, выходя из класса, прикрепите один листик к осеннему дереву, определяющему ваше настроение на уроке.