Занятие "Дифференциация звуков [с] – [ш]"

Разделы: Логопедия


Образовательная цель: учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков С - Ш , учить дифференцировать звуки С - Ш в слогах , словах , предложениях, уточнение словаря.

Коррекционная цель: развивать навыки мыслительной деятельности , фонематического восприятия , звукового анализа , работать над слоговой структурой слова.

Воспитательная цель: побуждать детей к совместной деятельности .

Оборудование: предметные картинки , мяч , использование мультимедийного оборудования.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто придумает и назовет слово со звуком С или Ш.

Дети: Называют придуманные слова и садятся.

II. Формулировка темы занятия.

Л: Тема нашего занятия - различение звуков С - Ш.

III. Основная часть

Логопед: Давайте вспомним , какие бывают звуки. Чем отличаются гласные и согласные звуки. Посмотрите в зеркало и найдите у себя преграду.

1. Артикуляционная гимнастика: "улыбочка", "трубочка", "почистим зубки", "чашечка".

Логопед: Давайте вспомним, слова с какими звуками я просила вас придумать?

2. Артикуляция звуков. Сравнение при их артикуляции.

Логопед: Давайте произнесем звук С-С-С. Что происходит с нашими губками, зубками, язычком, какой воздух выходит, поет ли горлышко?

А теперь произнесем звук Ш-Ш-Ш. Что происходит с язычком, зубками, губками, какой воздух выходит, поет ли горлышко?

Презентация.

3. Сравнительная характеристика звуков. (слайд 1)

Логопед: Теперь расскажем про эти звуки.

  • С - согласный, твердый, глухой, свистящий
  • Ш - согласный, всегда твердый, глухой, шипящий

4. Развитие фонематического и пространственного восприятия.

Логопед: Сейчас я буду произносить разные звуки , нужно услышать звуки нашего занятия . Услышав звук С - нужно поднять правую руку.

Покажите правую руку. Услышав звук Ш - левую. Покажите левую руку. Какую руку надо поднять , услышав звук С?

А звук Ш?

С , Ш , З , Ж, Щ, У, Ц, Ж, Ш, С, Ф, С, П, Ш

А теперь нужно услышать звуки нашего занятия в слогах и словах , и поднять соответствующую руку.

СО, ЗА, АШ, УМ, ЖУ, ЦО, АС, ШО, ФА, СЫ, ЭШ

СКАМЕЙКА, ШКАФ, КРЕСЛО, СТУЛ, ФАРА, КУШЕТКА, МОШКА, ОСА, КОШКА

5. Звуковой анализ слогов, слов. (слайд 2)

Логопед: Посмотрите, к нам в гости пришли Миша и Соня. Они хотят с вами поиграть в мяч. Я буду называть слоги с Мишиным звуком, а вы отвечать - Сониным. И наоборот. Уточняются звуки Миши и Сони.

СА - ША АШ - АС
СО - ШО УШ - УС
СУ - ШУ ОШ - ОС

Они посмотрели, как вы играете и предлагают вам заменить их звуки в словах. Например: МИСКА - МИШКА

КАСКА - КАШКА ШКАЛА - СКАЛА
КРЫСА - КРЫША СПОРЫ - ШПОРЫ
БАСНЯ - БАШНЯ ПЛЮС - ПЛЮШ
СУТКИ - ШУТКИ МАСКА - Машка

6. Дифференциация слов со звуками С - Ш.

Логопед: Миша и Соня принесли нам картинки, чтобы мы помогли им их разделить. Мише с каким звуком будем давать картинки?

А Соне? (уточнить , под каким № стоит звук С - Ш в словах, уточнение словаря). Картинки: лиса, груша, картошка, шапка шкаф, кошка, оса, кастрюля, колбаса, сыр.

Логопед: А теперь прочитаем, что написали нам Миша с Соней.(слайд 3)

Коллективное чтение скороговорок.

7. Пальчиковая гимнастика - сороконожки.

8. Работа над слоговой структурой слова. (слайд 4,5,6,7,8)

Логопед: Соня и Миша не все картинки смогли к нам донести, некоторые из них рассыпались на слова , а слова на слоги. Давайте поможем детям собрать слова из слогов и запишем в два столбика - в Мишин и Сонин. Слова: собака, шорты, капуста, лягушка, машина, самолет. Букву С - обвести в кружок, а букву Ш - подчеркнуть.

Придумайте по одному предложению с одним из слов ( например: Катя, придумает предложение с первым словом из левого столбика . Сережа посчитает количество слов со звуками С - Ш в этом предложении.)

9. Развитие памяти.

Логопед: Вспомните картинки , которые раздали Мише и Соне.

IV. Итог занятия

Логопед: Миша и Соня ушли. А мы вспомним какие звуки вы сегодня учились сравнивать? Расскажите о них.