Цель: Обобщить знания о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корнях слов
Оборудование: картинка парусной лодки, королева Ударение, господин Гласный, морские жители, остров Безударных гласных, остров Парных согласных, остров Непроизносимых согласных, остров Пиратов.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка задачи урока.
У.: Сегодня мы отправимся на парусной лодке в путешествие по островам Океана Океанических Знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов.
II. Подготовка к плаванию. Словарно- орфографическая работа.
Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Какие овощи возьмем с собой, попробуйте отгадать?!
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки.
(морковь)
Дом зеленый тесноват –
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки
(горох)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят
(помидор)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили
(картофель)
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок
(огурец)
Проверка слов.
- Назовите слова, где нужно было запомнить непроверяемую гласную букву о.
- Назовите слова, где нужно было запомнить две безударные гласные в корне.
III. Введение нового слова.
У. Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом погода. Сейчас словом погода называется любое состояние атмосферы.
Можно ли проверить безударную гласную о в слове погода?
Вывод: Безударную гласную о в слове погода надо запомнить.
IV. Повторение и сопоставление правил о правописании корней.
- Мы в океане и приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей захватили осьминоги. Освободить их может помочь только королева Ударение.
Как вы думаете почему?
К…менистое дно | М…рской конек | |
к…лючий еж | с…леные брызги | |
ск…листый берег | к.. товая акула | |
в..лнуется море | уд…вительная рыба |
- Какие гласные чаще бывают «ошибкоопасными»?
- Как проверить безударную гласную?
- Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных согласных. Но здесь еще утро и некоторые из них еще не проснулись. Произнесите звуки парами и они проснуться.(запись парами в тетрадь)
Правит этим островом господин Гласный. Кто догадался почему? (рассказывают правило)
Сейчас вы должны доказать умение находить слова с парными согласными, требующими проверки и правильно обозначать их при письме.
(Письмо с комментированием)
Быстро рыбки скользят у самого дна. Вылез из-под камня краб. Уползла его соседка улитка.
Так как же проверить на письме буквы, обозначающие звонкий или глухой согласный?
- Смотрите, вот еще один остров! Здесь часто бывают извержения вулканов. Если в это время произносятся слова, в которых есть сочетания нескольких согласных, то один из звуков теряется, как будто бы его и нет в этом слове. Кто догадался, как называется этот остров?
Д. Остров Непроизносимых согласных.
Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимую согласную или не написать лишнюю? (правило)
А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква в этих предложениях?
Дуют ветры ярос?ные
Гонят лодки парус?ные
Проверка, а затем письмо по памяти.
- Остров Пиратов. Самостоятельная работа. Запись текста под диктовку
V. Подведение итога урока. Домашнее задание.
Понравилось ли вам путешествие?
Что понравилось?
Какие три правила учат правильно писать безударные гласные и согласные в корне слова?
Морские жители – известные хитрецы.
Найдите в данном предложении изученные орфограммы, подчеркните их. Дома допишите три предложения об обитателях морей.