Урок русского языка во 2-м классе по теме "Составление правил о написании гласных и согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить знания о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корнях слов

Оборудование: картинка парусной лодки, королева Ударение, господин Гласный, морские жители, остров Безударных гласных, остров Парных согласных, остров Непроизносимых согласных, остров Пиратов.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка задачи урока.

У.: Сегодня мы отправимся на парусной лодке в путешествие по островам Океана Океанических Знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов.

II. Подготовка к плаванию. Словарно- орфографическая работа.

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Какие овощи возьмем с собой, попробуйте отгадать?!

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки.
(морковь)

Дом зеленый тесноват –
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки
(горох)

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят
(помидор)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили
(картофель)

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок
(огурец)

Проверка слов.

  • Назовите слова, где нужно было запомнить непроверяемую гласную букву о.
  • Назовите слова, где нужно было запомнить две безударные гласные в корне.

III. Введение нового слова.

У. Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом погода. Сейчас словом погода называется любое состояние атмосферы.

Можно ли проверить безударную гласную о в слове погода?

Вывод: Безударную гласную о в слове погода надо запомнить.

IV. Повторение и сопоставление правил о правописании корней.

  • Мы в океане и приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей захватили осьминоги. Освободить их может помочь только королева Ударение.

Как вы думаете почему?

К…менистое дно   М…рской конек
к…лючий еж   с…леные брызги
ск…листый берег   к.. товая акула
в..лнуется море   уд…вительная рыба

 

  1. Какие гласные чаще бывают «ошибкоопасными»?
  2. Как проверить безударную гласную?
  • Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных согласных. Но здесь еще утро и некоторые из них еще не проснулись. Произнесите звуки парами и они проснуться.(запись парами в тетрадь)

Правит этим островом господин Гласный. Кто догадался почему? (рассказывают правило)

Сейчас вы должны доказать умение находить слова с парными согласными, требующими проверки и правильно обозначать их при письме.

(Письмо с комментированием)

Быстро рыбки скользят у самого дна. Вылез из-под камня краб. Уползла его соседка улитка.

Так как же проверить на письме буквы, обозначающие звонкий или глухой согласный?

  • Смотрите, вот еще один остров! Здесь часто бывают извержения вулканов. Если в это время произносятся слова, в которых есть сочетания нескольких согласных, то один из звуков теряется, как будто бы его и нет в этом слове. Кто догадался, как называется этот остров?

Д. Остров Непроизносимых согласных.

Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимую согласную или не написать лишнюю? (правило)

А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква в этих предложениях?

Дуют ветры ярос?ные
Гонят лодки парус?ные

Проверка, а затем письмо по памяти.

  • Остров Пиратов. Самостоятельная работа. Запись текста под диктовку

V. Подведение итога урока. Домашнее задание.

Понравилось ли вам путешествие?

Что понравилось?

Какие три правила учат правильно писать безударные гласные и согласные в корне слова?

Морские жители – известные хитрецы.

Найдите в данном предложении изученные орфограммы, подчеркните их. Дома допишите три предложения об обитателях морей.