Цели урока:
Обучающие:
- Дать общее представление об отделке фартука.
- Познакомиться с вариантами отделки фартука.
- Обучить некоторым приёмам отделки фартука.
Воспитывающие:
- воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.
Развивающие:
- Развивать трудовые умения и навыки.
Оборудование: Отделочные материалы: ленты, тесьма, сутаж, шитьё, кружево; образцы вариантов отделки фартука; швейные цветные нитки 50, 60; игла; пуговицы; копировальная бумага; карандаши; мел; альбомный лист с контуром фартука; компьютер, проектор, экран, презентация «Варианты отделки фартука» (Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Учитель:
Фартук готов, но кажется, что-то ему не достаёт.
Что красоту, привлекательность переднику придаёт?
Отделка — вот вкуса хорошего проявление.
Какое по этому поводу ваше мнение?
Фартук можно отделать тесьмой –
Пёстрою или одноцветною полосой.
Можно сутажом и шитьём вышивать,
Узоры на фартук из лент составлять.
Будем учиться со вкусом отделку подбирать,
Начнём, пожалуй, наш урок –
Звонок сигнал даёт нам в срок.
II. Повторение изученного материала (10 минут)
Вспомним материал предыдущих уроков из истории появления фартука и терминологии.
Вопрос 1: Когда появились фартуки? (слайды 5–6)
Ответ: В виде одежды у древних греков и римлян.
Вопрос 2: Для чего, и из чего изготавливали фартуки и передники? (слайды 8–13)
Ответ: Для красоты оформления платья. Изготавливали фартуки из различных тканей (кружево, шелк, гипюр) по принадлежности и знатности рода. А так же, как свадебное украшение.
Вопрос 3: Для чего изготавливают фартуки в наше время? (слайд 7)
Ответ: Для защиты от грязи пользуются люди различных профессий.
Вопрос 4: Что такое конструирование изделия?
Ответ: Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия.
Вопрос 5: Что такое моделирование?
Ответ: Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Вопрос 6: Что такое модель?
Ответ: Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.
III. Изучение нового материала (20 минут)
Вернёмся к слайду 7. Это фартук рабочего – кузнеца.
Вопрос: Что вы можете сказать об этом фартуке?
Ответ: Выполнен он из тёмной плотной клеёночной ткани, не имеет карманов, украшений, но он защищает от грязи.
Вопрос: Можно ли рабочий фартук (слайд 7) использовать хозяйкам в домашних условиях, на кухне?
Ответ: Нет, он не красивый.
Правильно, поэтому современные фартуки выполняются из цветных домашних тканей, а праздничные – из гладкокрашеных однотонных тканей, украшенных вышивкой, аппликацией и другими видами отделки фартука. (слайд 15)
Вопрос: Для чего служит отделка?
Ответ: Отделка служит для крашения внешнего вида фартука.
Да, отделка с давних времен служит дополнением и украшением внешнего вида изделия. Для отделки фартука используют различную технику и различные отделочные материалы – оборки, воланы, вышивку, гипюр, шитьё, кружева, ленты, тесьму, сутаж, аппликацию, батик (слайд 16)
- Вышивка – нанесение рисунка на ткань стежками цветными нитками (слайды 17–18).
- Гипюр – тонкая ткань с выпуклым узорным рисунком, похожая на кружева (слайд 19). Гипюровым фартуком украшали и свадебные платья в начале 18 века (слайд 20).
- Шитьё – это полоска тонкой отбеленной хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинах (слайд 21).
- Кружево – узорное сетчатое плетение из нитей (слайд 22). Отделка кружевом придаёт изделию нарядный вид.
- Аппликация – выполнение рисунка из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Её можно настрочить на любую деталь фартука – карманах, нагруднике, нижней части фартука (слайд 23).
Воланы, оборка, драпировка (слайд 24).
- Волан – неширокая оборка, выкраивается по косой или поперечной нити в виде полукруга.
- Оборка – косая или поперечная полоска ткани, собранная сборками или заложенная складками.
И в нашем регионе есть предприятие, которое выпускает красивые фартуки с вышивкой. Это Городецкая строчевышивальная фабрика (слайд 25).
На следующем слайде 26 представлена отделка фартука лентами – полосками ткани небольшой ширины по краю фартука.
На слайде 27 представлены некоторые работы учащихся нашей школы.
IV. Работа по учебнику (13 минут)
§15, страница 79–82
Кроме рассмотренных нами отделок существуют отделки лентами, образцы которых приведены на рис. 39 стр.79. Рассмотрим их и ответим на вопросы:
– Что представляет собой лента?
– Где отделывают фартук лентой?
– Расскажите, как выполнить цветок из ленты.
Ответы дети находят в учебнике на странице 79–80
Рассмотрим следующий вид отделки. Это отделка тесьмой (рис. 42 стр. 80).
Вопросы:
– Что представляет собой тесьма?
– Как можно отделать фартук тесьмой?
Ответы дети находят в учебнике на странице 80.
Следующий вид отделки – сутаж. Это тонкий отделочный шнур, состоящий из двух прядей хлопчатобумажной пряжи, оплетённых вискозными нитями (рис. 43 стр.81).
Вопросы:
– Чем удобен сутаж?
– Почему лучше отделывать фартук сутажом ?
Ответы дети находят в учебнике на странице 81.
V. Практическая работа (36 минут)
Мы с вами рассмотрели несколько видов отделок фартука. Вы самостоятельно выбираете материал для отделки фартука, придумываете узор, и способы отделки, которые приемлемы для вашей модели фартука. Эскиз фартука с отделкой зарисуйте на альбомный лист, затем приступаем к выполнению работы, предварительно вспомним «Правила Техники Безопасности при работе с иглой и ножницами».
VI. Итоги урока (7 минут)
(Выставка готовых работ и уборка рабочего места.)
– Ответить на вопросы:
- С какими видами отделки мы сегодня познакомились?
- Какие виды отделки присутствуют в вашей одежде?
- Что получилось из задуманного? Что не получилось? Почему?
– Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями.
VII. Домашнее задание (2 минуты)
- Учебник §15, страница 79–82
- Ответить на вопросы (стр. 82)
- Подготовить защиту своей творческой работы по отделке фартука.
Используемые ресурсы:
- Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009.
- Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой, В.Д.Симоненко: авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Сайт фестиваля «Открытый урок».
- Яндекс. Картинки.