Цели: уточнять и расширять представление о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; воспитывать бережное отношение к природе; развитие коммуникативной функции речи; коррекция внимания и мышления; коррекция мелкой моторики; воспитание положительных эмоций.
Материал: глобус; картинки с изображением завода, сливающего воду; дымовых труб, загрязняющих атмосферу; опорные карточки с правилами поведения в лесу, карточки с заданиями, словарная работа, кукла-поросенок, музыка.
Ход занятия
Организационный момент
Дети входят под музыку и садятся за столы по кругу.
Знакомство с темой занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы будем много разговаривать, играть (сильный стук в дверь, врывается запыхавшийся игровой персонаж – Поросенок. Он грязный, плачет, кашляет)
– Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, несчастный? (ответы)
– Как вы думаете, что с ним могло случиться, почему он такой грязный? (ответы)
Поросенок: Я шел к вам в гости мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (Ответы)
– Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! (показывает картинку) А еще там стояла высокая труба, и из нее выходил дым. Вот такой (показывает картинку) Вдохнул я воздух и закашлялся. И так мне стало плохо.
– Ой, совсем забыл, я же вам принес письмо! Поросенок уходит умываться.
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо.
1 ребенок читает: Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
(Тихо звучит запись звуков природы: журчание ручья, шелест листьев, пение птиц)
Под звуки природы звучат слова воспитателя: Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев. Прислушайтесь! Присмотритесь повнимательней! Вокруг нас красота мира, красота природы.
Чтение стихотворения (заранее выученное ребенком):
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель показывает глобус: Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса, которая нуждается в помощи. Это модель нашей Земли. Только уменьшенная во много раз. Глобус.
На Земле есть два полюса
Чтоб полюса мне не искать,
Должны вы их скорее назвать,
Потом на шаре показать.
(Ответы)
А теперь вопрос такой:
Так почему же голубой
Наш общий дом, наш шар земной?
(Ответы)
Воспитатель: Правильно. Это моря и океаны. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья.
Чтение стихотворения И.А. Бунина «Родник» (заранее выученное ребенком):
В глубине лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Воспитатель: Откуда берется чистая вода? (Ответы)
Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.
– Еще для чего нужна чистая вода, как вы думаете? (Ответы)
Игра «Ручеек»
Дети становятся парами, ведущий берет из пары одного ребенка и проходит с ним вперед, оставшийся ребенок повторяет все сначала и т.д.
– А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная)
Словарная работа. (Дети читают хором: прозрачная, хрустальная)
Воспитатель: Земля – это не только вода, но и суша, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы. Вокруг нас красота.
Игра «Да или нет»
– Давайте, ребята, поиграем в игру, которая называется «Да или нет». Я сейчас буду очень быстро показывать различные картинки. Но вы должны хлопнуть один раз, когда изображенное относится к природе, и не хлопать, если не относится к природе.
Воспитатель:
Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
– Почему в этом стихотворении поэт говорит, что природа защищаться должна. От кого? (Ответ)
А почему от человека? (Ответы)
Воспитатель: Правильно. Потому что, человек строит заводы, вырубает леса, убивает зверей, браконьерничает, сливает в реки отходы.
Индивидуальная работа:
- Найди десять отличий.
- Соедини точки по порядку, и ты увидишь, кто гуляет на лесной поляне.
Знакомство с правилами поведения в лесу.
1 ребенок:
Женя по лесу гулял,
Муравейник раскидал.
В страхе прячут муравьи
Все личиночки свои,
А малыш пришел домой
И сказал, что он герой.
Воспитатель: Как вы думаете, героический поступок совершил мальчик? (Ответы)
2 ребенок:
Мальчик сделал острый меч
И давай кустарник сечь.
Да кричать «Я храбрец!»
Что он вправду молодец!
Воспитатель: Что будет с кустарником, который порубил мальчик? (Ответы)
3 ребенок:
Посмотрите на захапку
Нарвала цветов охапку,
А подумайте вы только
Ну, зачем цветов ей столько?
Воспитатель: Конечно, нельзя рвать полевые цветы, они быстро вянут и погибают.
4 ребенок:
Кто-то у проселочных дорог
Старую траву весною жег,
Пламя быстро по лесу пошло
И деревья сразу обожгло.
Воспитатель: Что случилось? (Ответы)
Игра «Что нельзя делать в лесу»
Воспитатель показывает опорные карточки с запрещающими знаками: кричать в лесу, разорять гнезда, рвать цветы, брать в руки птенцов из гнезда. (Дети озвучивают)
Воспитатель: Но неужели, ребята, человек – это только зло для природы, планеты?
– Что вы можете рассказать о заботливом и внимательном отношении человека к окружающему миру? (Ответы)
– Правильно, люди сажают деревья, очищают реки, тушат пожары, делают скворечники, кормушки. Напрасно не льют из крана чистую воду.
– И маленькое дело каждого очень важно.
(Звучит музыка, кружится глобус)
Воспитатель:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
– Планета нуждается в помощи и защите каждого из нас: и маленького человека и взрослого. Ребята, давайте ответим на письмо и напишем, как мы сбережем свою планету.