Цель.
Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.
Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.
Оборудование:
- презентация “Головной мозг”;
- тестовые задания;
- рабочая печатная тетрадь учащегося.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
- Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
- Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
- Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
- Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
- Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
- Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)
III. Изучение нового материала.
1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)
Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.
Цель урока:
- познакомиться (со строением головного мозга);
- узнать (функции его отделов);
- повторить …
Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.
На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.
Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий
Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.
Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.
Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)
2. Строение головного мозга.
а)
- Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
- какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
- а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
- В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
- Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
б)
- Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)
- У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
- Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.
Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,
Анатоля Франса - 1017 г,
У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.
- Выскажите свое мнение.
3. Отделы головного мозга
- Давайте вспомним из курса “Зоологии” из каких отделов состоит головной мозг. (Ствол, мозжечок, полушария большого мозга)
Работа со схемой.
Запишите эту схему, ребята в тетради.
- Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
- Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
- Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов .
Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.
Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).
Работаем в пол голоса
1. А теперь посмотрим, что у вас получилось.
Показываем отдел и называем выполняемые функции.
Читая, мы выясним значение головного мозга
Физминутка!
2. А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)
Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.
- Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)
- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (Cообщения учащихся)
- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.
Давайте зачитаем памятку.
- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.
Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.
Существует такая пословица:
“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.
IV. Закрепление.
а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).
- Покажите все отделы головного мозга.
б) Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). (См. Приложение 1, приложение 2).
V. Рефлексия. (Работа со слайдом)
VI. Позыв на завтра.
Д/з:
- стр. 63-69,
- ответить на вопросы + дополнить памятку,
- рассчитать массу своего головного мозга.
VII. Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рабочие тетради.