Цели и задачи урока.
Обучающая – познакомить учащихся с крупнейшими речными и озерными системами Южной Америки и их особенностями.
Развивающая – развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; составлять характеристику реки по плану; развития навыков работы с картой.
Воспитательная – формирование развитой, творческой и самостоятельной личности; воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование и материалы:
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев “География материков и океанов”. М.: Дрофа, 2007 год.
2. Атлас по географии. 7 класс.
3. Карта "Физическая карта Южной Америки".
4. Презентация Microsoft PowerPoint.
5. Раздаточный материал (маршрутный лист и приложение).
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка “Песнь Виргинии”.
2. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение природы Южной Америки.
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского:
“Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже". (Cлайд 1 и 2)
Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более в столь далекие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Южной Америки. Это и будет тема урока (слайд 3 и 4).
В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 6 учебных элементов. После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист (слайд 5).
Отправляясь в путешествие мы возьмем с собой рюкзачки и в течение всего урока будем пополнять их знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзака будет зависеть от количества баллов, которые вы наберете за урок.
- Итак, путешествие начинается.
- Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1).
Цель: определить исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.
Задача: выполнить географический диктант по теме “ Речная система” (слайд 6).
Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения диктанта проводится сверка ответов учащихся с правильными ответами (слайд 7).
Коррекция знаний (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?)
Учащиеся выставляют самооценку в оценочный лист под УЭ-1. (Приложение 1)
- Переходим к учебному элементу 2 (УЭ-2).
- Какова его цель?
Учащиеся находят в маршрутном листе УЭ-2 и зачитывают его цель.
- Что необходимо для ее достижения?
Учащиеся отвечают: “ Подготовить устные ответы на вопросы, пользуясь атласом”. (Слайд 8)
Примерные ответы учащихся:
- На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко.
- Они относятся к бассейну Атлантического океана.
- Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом).
- Так как реки текут по низменностям, характер течения их равнинный.
- Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом, так как они текут в субэкваториальном поясе.
- Питание рек – дождевое. (Слайд 9)
Сообщение ученика о реке Амазонка. (Слайды 10- 13)
(Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437 км, от истока Укаяли свыше 7000 км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря).
Амазония удивляет богатством флоры и фауны.
Здесь обитают розовые дельфины и рыба-бык, длина которой достигает 4 метров, вес – 500 килограммов. Знаменитая хищница – рыба-пиранья – тоже обитательница этих мест.
Амазонка – родина самой крупной на нашей планете кувшинки – виктории регия. Ее обнаружили европейцы в 1864 году и назвали викторией регией. Название было дано в честь британской королевы Виктории, что в переводе означает “Виктория царственная” или “Виктория великолепная”. Каждый ее лист может достигать в диаметре 2-х метров и могут выдерживать вес до 50 килограммов. Ее выращивают в самых крупных ботанических садах. В России всего в 3 городах – Санкт-Петербург, Сочи и Липецк. Цветет только по ночам, причем один цветок держится всего 2 ночи, поэтому увидеть это зрелище большая удача.
- Приступаем к третьему учебному элементу (УЭ-3).
Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное.
Задача: прочитать текст учебника, закрыть его и ответить на вопросы утверждения.
Учащиеся работают индивидуально. После выполнения работы взаимопроверка
(обмениваются тетрадями в парах), выставляют оценку друг другу в оценочный лист под УЭ-3 (слайд 14) и (приложение 1).
- Переходим к учебному элементу 4 (УЭ-4).
Цель: развитие умений работать с контурной картой.
Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера, водопады Игуасу и Анхель.
Один ученик выполняет эту работу на классной контурной карте. Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по образцу, выполненному на классной контурной карте (слайд 15). Учащиеся оценивают свою работу и вписывают оценку в оценочный лист под УЭ-4 (приложение 1).
- Приступаем к учебному элементу 5 (УЭ-5).
Учащимся предлагается найти цель учебного элемента, выполнить задание и результаты занести в таблицу (приложение 1). Правильность ответов сверить (слайд 16). Поставить самооценку в оценочный лист под УЭ-5 (приложение 1).
- Переходим к последнему учебному элементу (УЭ-6).
Цель: подведение итогов.
Учащиеся должны дать ответы на два вопроса.
- Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности.
- Назовите и покажите озера Южной Америки.
Примерные ответы:
- Река Амазонка, Парана, Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана, равнинные, питание – дождевое. Амазонка полноводна круглый год. Парана и Ориноко – летом. На реке Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель. На реке Парана – водопад Игуасу.
- Озеро Титикака и Маракайбо. Маракайбо – озеро-лагуна, расположено на севере и соединено узкой протокой с Карибским морем. В Андах находится самое высокогорное озеро мира – Титикака (происхождение тектоническое, глубина 304 метра). (Слайд 17)
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке, выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям (слайд 18).
- Согласны ли вы с тем, что если получили:
Большой рюкзачок - усвоили материал полностью,
Средний рюкзачок – усвоили частично,
Маленький – мало что усвоил, надо еще поработать.
- Выберите домашнее задание (слайд 19).
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Маршрутный лист (Приложение)