Тема урока: "Внутренние воды Южной Америки"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели и задачи урока.

Обучающая – познакомить учащихся с крупнейшими речными и озерными системами Южной Америки и их особенностями.

Развивающая развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; составлять характеристику реки по плану; развития навыков работы с картой.

Воспитательная – формирование развитой, творческой и самостоятельной личности; воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование и материалы:

1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев “География материков и океанов”. М.: Дрофа, 2007 год.

2. Атлас по географии. 7 класс.

3. Карта "Физическая карта Южной Америки".

4. Презентация Microsoft PowerPoint.

5. Раздаточный материал (маршрутный лист и приложение).

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка “Песнь Виргинии”.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение природы Южной Америки.

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского:

“Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже". (Cлайд 1 и 2)

Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более в столь далекие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Южной Америки. Это и будет тема урока (слайд 3 и 4).

В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 6 учебных элементов. После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист (слайд 5).

Отправляясь в путешествие мы возьмем с собой рюкзачки и в течение всего урока будем пополнять их знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзака будет зависеть от количества баллов, которые вы наберете за урок.

- Итак, путешествие начинается.

- Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1).

Цель: определить исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.

Задача: выполнить географический диктант по теме “ Речная система” (слайд 6).

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения диктанта проводится сверка ответов учащихся с правильными ответами (слайд 7).

Коррекция знаний (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?)

Учащиеся выставляют самооценку в оценочный лист под УЭ-1. (Приложение 1)

- Переходим к учебному элементу 2 (УЭ-2).

- Какова его цель?

Учащиеся находят в маршрутном листе УЭ-2 и зачитывают его цель.

- Что необходимо для ее достижения?

Учащиеся отвечают: “ Подготовить устные ответы на вопросы, пользуясь атласом”. (Слайд 8)

Примерные ответы учащихся:

  1. На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко.
  2. Они относятся к бассейну Атлантического океана.
  3. Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом).
  4. Так как реки текут по низменностям, характер течения их равнинный.
  5. Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом, так как они текут в субэкваториальном поясе.
  6. Питание рек – дождевое. (Слайд 9)

Сообщение ученика о реке Амазонка. (Слайды 10- 13)

(Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437 км, от истока Укаяли свыше 7000 км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря).

Амазония удивляет богатством флоры и фауны.

Здесь обитают розовые дельфины и рыба-бык, длина которой достигает 4 метров, вес – 500 килограммов. Знаменитая хищница – рыба-пиранья – тоже обитательница этих мест.

Амазонка – родина самой крупной на нашей планете кувшинки – виктории регия. Ее обнаружили европейцы в 1864 году и назвали викторией регией. Название было дано в честь британской королевы Виктории, что в переводе означает “Виктория царственная” или “Виктория великолепная”. Каждый ее лист может достигать в диаметре 2-х метров и могут выдерживать вес до 50 килограммов. Ее выращивают в самых крупных ботанических садах. В России всего в 3 городах – Санкт-Петербург, Сочи и Липецк. Цветет только по ночам, причем один цветок держится всего 2 ночи, поэтому увидеть это зрелище большая удача.

- Приступаем к третьему учебному элементу (УЭ-3).

Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное.

Задача: прочитать текст учебника, закрыть его и ответить на вопросы утверждения.

Учащиеся работают индивидуально. После выполнения работы взаимопроверка

(обмениваются тетрадями в парах), выставляют оценку друг другу в оценочный лист под УЭ-3 (слайд 14) и (приложение 1).

- Переходим к учебному элементу 4 (УЭ-4).

Цель: развитие умений работать с контурной картой.

Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера, водопады Игуасу и Анхель.

Один ученик выполняет эту работу на классной контурной карте. Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по образцу, выполненному на классной контурной карте (слайд 15). Учащиеся оценивают свою работу и вписывают оценку в оценочный лист под УЭ-4 (приложение 1).

- Приступаем к учебному элементу 5 (УЭ-5).

Учащимся предлагается найти цель учебного элемента, выполнить задание и результаты занести в таблицу (приложение 1). Правильность ответов сверить (слайд 16). Поставить самооценку в оценочный лист под УЭ-5 (приложение 1).

- Переходим к последнему учебному элементу (УЭ-6).

Цель: подведение итогов.

Учащиеся должны дать ответы на два вопроса.

    1. Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности.
    2. Назовите и покажите озера Южной Америки.

Примерные ответы:

    1. Река Амазонка, Парана, Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана, равнинные, питание – дождевое. Амазонка полноводна круглый год. Парана и Ориноко – летом. На реке Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель. На реке Парана – водопад Игуасу.
    2. Озеро Титикака и Маракайбо. Маракайбо – озеро-лагуна, расположено на севере и соединено узкой протокой с Карибским морем. В Андах находится самое высокогорное озеро мира – Титикака (происхождение тектоническое, глубина 304 метра). (Слайд 17)

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям (слайд 18).

- Согласны ли вы с тем, что если получили:

Большой рюкзачок - усвоили материал полностью,

Средний рюкзачок – усвоили частично,

Маленький – мало что усвоил, надо еще поработать.

- Выберите домашнее задание (слайд 19).

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Маршрутный лист (Приложение)