Девиз: «Подари себе праздник!»
Цели:
- информационно-познавательные – история возникновения техники папье-маше;
- практические – изучить прием техники папье-маше;
- развивающие – чувство композиции и цвета, фантазию.
Задачи:
- дать возможность творческой самореализации;
- почувствовать успешность от проделанной и завершенной работы;
- создать праздничное настроение в канун 8 Марта.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, индивидуальный
Время занятия – 120 мин.
Техническое оборудование: компьютер, презентация.
Оборудование для мастер-класса:
1 | Выставка авторских работ из папье-маше | |
2 | Оформление доски. | |
3 | Учебные таблицы /смешивание красок, варианты композиций/. | |
4 | Заготовки для брошей /донышки от пластиковых бутылок/. | |
5 | Заготовки для брошей /высушенные/. | |
6 | Краски /гуашь, акриловые/ | |
7 | Клей-момент, клей обойный, термо-пистолет. | |
8 | Декор /стеклярус, бисер, бусинки, кружева и др./ | |
9 | Газета, кисти, ножницы, иголки, поролон. |
Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу.
- Индукция. Создание эмоционального настроения.
- Работа с материалом:
- самоконструкция – индивидуальное создание эскиза, рисунка…;
- социоконструкция – создание этих элементов группой;
- социализация – обсуждение всего созданного;
- афиширование – показ работ;
- разрыв – внутреннее осознание участников мастерской неполноты и несоответствия своего старого знания новому;
- Рефлексия – самоанализ.
План мероприятия.
Участники делятся на группы по 4 человека /всего 16 человек/.
- Приветствие. Создание эмоционального настроения./ – 3 мин.
- Название темы. – 5 мин.
- Презентация. Историческая справка. – 20 мин.
- Работа с материалом. Изготовление изделия /две части/
1 часть – оклеивание газетой пластиковых заготовок; – 20 мин.
2 часть – покрытие цветом и оформление декором. – 40 мин. - Афиширование. Выставка-показ работ. Обсуждение. – 10 мин.
- Самоанализ. Подведение итогов проделанной работе. – 7 мин.
- Гости мастерской. Поздравление в канун 8 марта. – 10 мин.
Ход работы
Тема мероприятия «Брошь» была взята не случайно в канун 8 Марта, мне очень захотелось создать вам, милые женщины, прекрасное настроение и чтобы вы забыли на 2 часа обо всех своих делах.
Обратите внимание на мою выставку украшений из папье-маше.
Процесс изготовления очень увлекательный, захватывающий, дающий возможность фантазировать. На сегодняшний день есть возможность приобрести все составляющие элементы для работы над изделием в магазинах по рукоделию.
Название темы – «Брошь».
Техника исполнения – «Папье-маше».
Способ исполнения – «Маширование».
«Папье-маше» – французское слово, в переводе обозначает – жеваная бумага. Есть два способа изготовления:
1 способ – клеевая бумажная масса закладывается в формы и формуется;
2 способ – это когда форма обклеивается слоями бумаги с просушкой. Этот способ называется – маширование.
Рассмотрим на примере уточки /показ уточки на разных этапах изготовления/.
Презентация. История появления папье-маше.
Показ сопровождается комментарием.
Творение мастеров владеющих техникой папье-маше, дошли до нас в виде огромных колон с лепниной в Эрмитаже, в виде скульптур богов в буддийских храмах, в виде лаковых шкатулок.
История возникновения папье-маше уходит во Францию, в 16 век – производство кукол. В России, два века назад, купец Петр Коробов основал фабрику /с. Федоскино/ в 1795 г., изучил изготовление папье-маше и технологию лаков в Германии.
Первые изделия это лакированные козырьки на фуражки военнослужащих и табакерки. Впоследствии перешли на производство лаковых шкатулок. Лаковая миниатюра известна во всем мире.
В России очень большим спросом пользовались подносы, самые первые подносы делались тоже из папье-маше. Сегодня в массовом производстве используют формовочный металл, только эксклюзивные работы делают в технике папье-маше. Центр производства подносов находится в Московской области с. Жестово
С древних времен известно изготовление масок.
- Античный театр – Древняя Греция;
- Маскарады – венецианская маска;
- Культовые цели – шаманская маска;
- Бродячие артисты – маска скомороха.
На сегодняшний день техника папье-маше продолжает свое существование и востребована в тех же направлениях, а так же ей можно воспользоваться в быту, для оформления интерьера, заняться с детьми или своим творчеством.
Просмотр слайдов «Поделки из папье-маше».
Переходим к изготовлению изделий.
1-я часть. Сейчас я вам покажу процесс маширования, а затем вы приступите к самостоятельной работе.
Перед вами лежат варианты с разными по сложности формами заготовок, нужно выбрать одну. Простая форма – плоская, выпуклая – сложная.
Обратим внимание на углы изделия, на округления – газета может заламываться, ее нужно постоянно разглаживать /показ на образце/.Изделие покрываем кусочками газеты два раза, используем обойный клей, а затем выравниваем донышко у броши.
Работа завершена. Нужно убрать рабочее место помыть руки.
/Движение по классу заменяет физкультминутку./
Выполненные работы должны сохнуть два дня. Поэтому были сделаны заранее заготовки таких же форм. Переходим к оформлению.
2-я часть. В конце класса на столах разложены по тарелочкам
Варианты оформления брошей и отдельно лежат элементы декора. Можно выбрать по собственному желанию, вкусу.
На доске висят таблицы.
- Краски, которые используются в данной работе/ черный, белый, красный, зеленый, синий, серебро, золото/.
- Варианты смешивания красок.
Определяемся в цветовой гамме. Начинаем работу в цвете /показ на образце/. Сначала наносим базовый цвет /черный или белый/, можно добавить оттенок, далее поролоном примакиваем серебро или золото.
Внимание! В работе используем мало воды, краска должна быть сухой.
Пока подсыхают работы, рассмотрим таблицы с вариантами решения композиции броши. Сейчас каждый самостоятельно, а затем со своей группой обсудите композиционные решения. Можно использовать дополнительные ресурсы для оформления, они находятся на отдельном столе.
В работе используем термо-пистолет для приклеивания крупных украшений, крепления для броши, а для мелкого бисера – клей момент.
Завершаем работу – покрываем лаком.
Выкладываем работы для просмотра. Просмотр.
Сейчас можно поделится своим мнением.
Мнение: «В первую очередь удивило, что в основе данных брошей лежит бросовый материал – донышки пластиковых бутылок. Второе – простота в исполнении. Далее – секрет в получении изделия имитирующего старинное серебряное изделие или черненое золото. А самое главное, что все это можно сделать своими руками».
Мнение: «Было очень интересно работать в коллективе, смотреть, как у других рождаются идеи, советоваться друг с другом, подсказки были удачные. Атмосфера очень теплая дружеская, творческая. Выставка поразила своим разнообразием, оригинальными идеями как в композиции, так и в оформлении».
Завершение. Спасибо всем за прекрасное содружество! Поздравляю вас с праздником Весны! Желаю чаще обращаться к творчеству. Оно делает нашу жизнь наполненной и осмысленной.
Пусть будет этот День Весны
Для Вас особенно чудесным!
И полным ясной глубины,
И пряных запахов древесных.
Пусть алый цвет и бирюза
Рождают праздничность и песни,
пусть будут яркими глаза,
И будут радостными вести!
– ТУК-ТУК-ТУК… Кто там? Почтальон Печкин!
Далее поздравление Печкина с наступающим праздником Весны.
Приложение. (Фото представлены не в полном объеме ввиду ограничений суммарного объема файлов. Остальные фото у автора.)