Цели:
- вывести алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд в столбик;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать логическое мышление;
- прививать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Целеполагание: сообщение темы урока, контрольного вопроса и целей урока.
Контрольный вопрос: В чем отличие алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд?
Отдохнуть вы все успели,
А теперь вперед, за дело.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
Рефлексия вначале урока («солнышки», «тучки»).
II. Проверка домашнего задания: №200.
Таблички с именами Наташа, Света, Никита, Сережа, учащиеся закрепляют на «этажах», соответствующих заданию (на доске рисунок дома).
III. Оформление тетради (число, классная работа).
Чистописание. Число 19.
19 (19 1 9 18 20 91 1 дес. 9 ед. 19=10+9) учащиеся комментируют запись.
– Поделите записанные числа на две группы: (однозначные и двузначные, четные и нечетные)
– Какое число «лишнее»? Написание каких цифр мы закрепляли?
IV. Устный счет. Игра «Хоккей».
1 ряд и 2 ряд учащихся, соревнующиеся команды, 3 ряд – судьи:
Сигнальными карточками показывают верный или неверный ответ.
– Молодцы, хорошо играете и считаете.
Решение устной задачи.
Семь птичек сели в одну кормушку,
Восемь – в другую, сыто их брюшко!
Вот и спрошу я, ребята, у вас,
Сколько птичек мы кормим сейчас? (15)
(на доске рисунки: деревья с кормушками для птиц, птицы)
– Отчего птицам трудно жить в зимний период времени?
Как следует помогать птицам?
– Молодцы!
V. Пальчиковая гимнастика.
– Мы перчаточки снимаем и на точки нажимаем.
Развиваем память, слух, логику, мышление.
Катился ежик по дорожке
По левой ладошке, по правой ладошке.
Поколи пальчики, девочки и мальчики?
VI. Новая тема.
– А сейчас, ребята, мы в результате работы получим алгоритм сложения двузначных числе с переходом через разряд в столбик.
На доске: 36+27
– Найдите значение суммы, выполнив подробную запись.
(ученик решает у доски)
36+27=(30+6)+(20+7)=(30+20)+(6+7)=50+13=63
– Подумайте, как выполнить сложение в столбик.
– Посмотрите, как выполнили запись в столбик.
– Как рассуждал каждый?
– Чье рассуждение совпало с вашим? Какая запись вам нравится больше?
– Что обозначает стрелка в записи? (десяток, который образовался при сложении единиц).
– Значит, особенность алгоритма сложения с переходом через разряд в том, что при сложении единиц образуется десяток, который мы запоминаем и затем прибавляем к полученным десяткам. (табличка-алгоритм)
VII. Закрепление.
Учебник (Аргинская), №202(4)
Решение учащимися у доски с комментированием.
VIII. Самостоятельная работа по вариантам:
- 75+18
- 66+28
– Проверим ваши результаты. Молодцы! Поставьте + на полях.
– Итак, вы научились находить значение суммы двузначных чисел с переходом через разряд, используя полученный алгоритм.
IX. Физкультминутка.
X. Решение задачи №203.
– Прочитайте задание.
– Дополните текст до задачи (заслушать учащихся)
Анализ одной из задач.
Один ученик решает задачу на индивидуальной доске, остальные- самостоятельно в тетрадях.
Проверка.
– Молодцы!
XI. Итог урока. Ответ на контрольный вопрос.
Итоговая рефлексия (рефлексия незаконченного предложения).
XII. Домашнее задание №204.
В этом задании вы найдете значения выражений, используя способ записи, который вам больше нравится.