Программное содержание:
- Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.
- Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.
- Продолжать учить составлять предложения из данных слов.
- Развивать речь детей, творческие способности.
- Воспитывать активную личность.
Материал к уроку: презентация. Учебник «Русский язык» Зеленина, Хохлова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня поступило письмо. Сядьте все правильно, наш урок начинается.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И селедка на носу?
Очки.
У нас сегодня в гостях Черепаха. У нее для нас задания.
II. Чистописание.
Ж Ш Щ ж ш щ
Жук жужжит над абажуром.
– Что общего у букв в 1 строчке? (шипящие)
– Все ли шипящие написаны? (нет ч)
– Какие правила мы знаем с буквой «ч»? (ча, чу, чк, чн)
– Есть ли у [ч] парный по твердости?
– Нужно ли на письме смягчать этот согласный?
– Как мы можем охарактеризовать звук ч? (согласный, глухой, мягкий)
III. Словарная работа.
На доске написаны словарные слова. Посмотрите внимательно и подумайте как их можно поделить на 2 группы.
Правильно. В некоторых словах все согласные твердые, а в некоторых и твердые и мягкие.
1 вариант запишет слова, в которых все согласные твердые.
2 вариант запишет слова, в которых есть и твердые, и мягкие согласные.
IV. Работа по теме урока.
Предлагаю разобрать слово ОЧКИ – сделать звукобуквенный анализ.
Наша гостья, черепаха, предлагает задание. Выписать слова, в которых согласный звук мягкий.
Очки, дерево, хищник, речка, работа, печник.
– Какое правило встретилось в этих словах? (чк, чн, щн)
Подчеркните эти орфограммы.
– Почему между этими буквами не пишется ь?
Упражнение №177. Помогите нашей черепахе заменить сочетание двух слов одним словом. Образуйте однокоренные слова.
- Детская рука – ручка.
- Маленькая дача – дачка.
- Небольшая туча – тучка.
Подчеркните сочетания чк.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление.
Игра. «Кто больше».
- 1 ряд называет слова с чк.
- 2 ряд называет слова с чн.
- 3 ряд называет слова с щн.
Упражнение «180».
- Каждый ряд составит предложение из группы слов.
- Подчеркните орфограммы.
- Взаимопроверка в парах.
Упражнение «181».
- Объясните правописание пропущенных букв. Устно закончите рассказ.
- Спишите предложения. Подчеркните орфограммы.
VII. Итог.
– О чем говорили на уроке?
– Что должны помнить о написании чк, чн, щн?
– Какое настроение у вас было на уроке?