Конспект урока во 2-м классе. "Правописание ЧК, ЧН, ЩН"

Разделы: Начальная школа


Программное содержание:

  • Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.
  • Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.
  • Продолжать учить составлять предложения из данных слов.
  • Развивать речь детей, творческие способности.
  • Воспитывать активную личность.

Материал к уроку: презентация. Учебник «Русский язык» Зеленина, Хохлова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня поступило письмо. Сядьте все правильно, наш урок начинается.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И селедка на носу?
Очки.

У нас сегодня в гостях Черепаха. У нее для нас задания.

II. Чистописание.

Ж Ш Щ ж ш щ
Жук жужжит над абажуром.

– Что общего у букв в 1 строчке? (шипящие)

– Все ли шипящие написаны? (нет ч)

– Какие правила мы знаем с буквой «ч»? (ча, чу, чк, чн)

– Есть ли у [ч] парный по твердости?

– Нужно ли на письме смягчать этот согласный?

– Как мы можем охарактеризовать звук ч? (согласный, глухой, мягкий)

III. Словарная работа.

На доске написаны словарные слова. Посмотрите внимательно и подумайте как их можно поделить на 2 группы.

Правильно. В некоторых словах все согласные твердые, а в некоторых и твердые и мягкие.

1 вариант запишет слова, в которых все согласные твердые.

2 вариант запишет слова, в которых есть и твердые, и мягкие согласные.

IV. Работа по теме урока.

Предлагаю разобрать слово ОЧКИ – сделать звукобуквенный анализ.

Наша гостья, черепаха, предлагает задание. Выписать слова, в которых согласный звук мягкий.

Очки, дерево, хищник, речка, работа, печник.

– Какое правило встретилось в этих словах? (чк, чн, щн)

Подчеркните эти орфограммы.

– Почему между этими буквами не пишется ь?

Упражнение №177. Помогите нашей черепахе заменить сочетание двух слов одним словом. Образуйте однокоренные слова.

  • Детская рука – ручка.
  • Маленькая дача – дачка.
  • Небольшая туча – тучка.

Подчеркните сочетания чк.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

Игра. «Кто больше».

  • 1 ряд называет слова с чк.
  • 2 ряд называет слова с чн.
  • 3 ряд называет слова с щн.

Упражнение «180».

  • Каждый ряд составит предложение из группы слов.
  • Подчеркните орфограммы.
  • Взаимопроверка в парах.

Упражнение «181».

  • Объясните правописание пропущенных букв. Устно закончите рассказ.
  • Спишите предложения. Подчеркните орфограммы.

VII. Итог.

– О чем говорили на уроке?

– Что должны помнить о написании чк, чн, щн?

– Какое настроение у вас было на уроке?