Задачи: продолжать знакомить детей с зимой как временем года и ее приметами. Формировать познавательный интерес о зимних явлениях в неживой природе. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (снегопады, холода). Продолжить закрепить знания детей конструировать здания разной формы и размера. Развивать творчество, художественный вкус. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Материал: конверт с письмом и со снежинками, портрет Снежной Королевы, карточки со схемами, карта, наборы строительного конструктора.
Оборудование: телевизор, диск с презентацией, диск с мелодией песни Е. Тиличеевой «Что нам нравится зимой», П.И. Чайковский пьеса из цикла «Времена года» (декабрь).
Предварительная работа: наблюдение за красотой зимней природы, игры-экспериментирования со снегом и льдом: «Тает – не тает», заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство», заучивание поговорок пословиц и примет о зиме, отгадывание загадок на тему: «Зима», разучивание песни Е. Тиличеевой: «Что нам нравится зимой?», просмотр сказки Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце», дидактические игры: «Угадай?», «Сложи картину», «Подбери картину», рисование «Зимний лес», лепка «Снежинки», ручной труд «Снежинки».
Ход занятия
Организационный момент
Звучит мелодия вьюги
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Вьюга
Воспитатель: Окно открылось, холодно, надо быстрее закрыть.
– Что это тут лежит?
Дети: Письмо
Воспитатель: Кто же нам написал письмо? (показывает фотографию Снежной Королевы)
Дети: Снежная Королева
Воспитатель: Послушайте, что она написала:
Здравствуйте, ребята, я вас приглашаю на прогулку в зимний лес, чтобы вы узнали много нового и интересного. Для этого вам нужно выполнить несколько заданий, которые я написала на моих помощницах снежинках. (Воспитатель достает снежинку и читает задание)
Отгадайте загадки:
Схватил за щеки, кончик носа,
разрисовал окно без спросу.
Кто же это, вот вопрос?
Все это делает… (Мороз)
Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала. (Снежинка)
Белоснежная красавица
Детям очень нравится,
Много снега принесет
И дорогу заметет. (Зима)
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами можем отправиться в зимний лес.
На чем же мы с вами можем отправиться в лес.
Дети: На санках, на лыжах, на коньках
Воспитатель: Сможем ли отправиться на коньках
Дети: Нет
Воспитатель: А почему?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Нет льда
Воспитатель: Можно ли отправиться на санках?
Дети: Нет, да
Воспитатель: Нет, санки проваливаются в рыхлом снегу.
– На лыжах можем
Дети: Да
Воспитатель: В зимнем лесу есть всегда лыжня, люди ходят в лес на прогулку подышать свежим воздухом, полюбоваться зимним лесом.
Прежде чем отправится в лес, расскажите: Как себя нужно вести в зимнем лесу?
Дети: Не шуметь, не ломать ветки, магнитофон нельзя в лес брать, птичьи гнезда разорять нельзя, ежика домой нельзя брать.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Правила вы знаете, тогда предлагаю взять лыжи и надеть их. Вместе встанем на лыжню, идем друг за другом, соблюдаем дистанцию.
Звучит мелодия песни Е. Тиличеевой: «Что нам нравится зимой?»
Появляется слайд:
Воспитатель: Вот мы и пришли в зимний лес. Снимаем лыжи и кладем в корзину. Посмотрите, на какую зимнюю поляну мы пришли. Какие деревья кругом. Сколько снега намело. Нравится вам лес? Какой он?
Дети: Тихий, спокойный, морозный, холодный, снежный, неподвижный, заколдованный, белоснежный, спящий, добрый, волшебный…
Воспитатель: О каких приметах зимы мы можем сказать?
Дети:
- Если зимой иней – летом роса
- Если зимою шумит лес – ожидай оттепели
- Зима – не лето, в шубу одета
- Зима снежная – лето дождливое
- Зима холодная – лето теплое
- Зимой много инея – летом много росы
- Много снега – много хлеба
- Зима – не лето в шубу одета
Воспитатель: Молодцы!
Звучит музыка: скрип шагов, хруст снега
Воспитатель: Что вы услышали?
Дети: Белка орехи щелкает, лиса бегает, волк ходит и т.д.
Из-за елки появляется Герда
Герда: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель и дети: Здравствуй!
Герда: Меня зовут Герда. Вы знаете, из какой я сказки?
Дети: Из Снежной Королевы
Воспитатель: Дорогая Герда, мы получили задание Снежной Королевы, может ты нам, поможешь расшифровать схемы?
Герда: Я долго жила в царстве Снежной Королевы, мне знакомы эти схемы.
Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
Воспитатель: Спасибо, Герда.
Воспитатель: Когда пар превращается в капли дождя?
Дети: Весной, летом, осенью
Воспитатель: Во что превращается пар зимой?
Дети: В снежинки
Воспитатель: В какую погоду хрустит снег под ногами?
Дети: Холодную
Воспитатель: А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Дети: он хрустит оттого, что под тяжестью тела человека ломаются звездочки и лучи.
Воспитатель: Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их, Герда, и ты садись, разогреешься. Подуйте теплым воздухом на ладошки, щечки потрите, носик, уши. Чтобы согрелись ножки, встанем и побегаем вокруг своего пенка.
Воспитатель: Разогрелись?
Дети: Да
Воспитатель: У нас осталось еще одно задание Снежной Королевы. Послушайте:
Мальчишки и девчонки, я обращаюсь к вам с просьбой построить ледяной замок?
Воспитатель: Мы можем с вами построить Снежной Королеве ледяной замок?
Дети: Нет
Воспитатель: А почему?
Дети: Льда нет.
Воспитатель: Мы ей построим красивый деревянный замок, он будет прочный, крепкий, красивый.
Воспитатель: В лесу есть деревянные конструкторы?
Дети: Нет
Воспитатель: Снежная Королева отправила вам кусочки льда и попросила, чтобы мы эти кусочки применили при постройке замка. Кусочки льда можете оставить себе.
Воспитатель: Тогда мы с вами вернемся в детский сад
Воспитатель: Герда, ты хочешь с нами в детский сад?
Герда: Да
Воспитатель: Давайте, возьмем лыжи, оденем, палки возьмите, встаньте друг за другом.
Ты, Герда возьми мои лыжи
Звучит мелодия песни Е. Тиличеевой: «Что нам нравится зимой?»
Воспитатель: Для этого я приглашаю вас к столу. Выбирайте необходимый стройматериал.
Я сфотографирую каждый замок, и отправим письмо Снежной Королеве. Она выберет себе понравившийся замок и будет жить.
Звучит пьеса П.И. Чайковского из цикла: «Времена года» (декабрь).