Содержание.
1.Введение
1.2.Цель и задачи работы.
1.3.Условия становления и возникновения опыта
1.4. Методика организации занятия.
1.5. Методические рекомендации для воспитателей
2. Перспективный план работы с детьми старшей группы на учебный год
2.1. Приложение 1 (перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста технике работы с манкой на год)
2.2. Приложение 2 (конспекты занятий)
2.3. Приложение 3 (Конспект заключительного открытого занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста технике работы с манной крупой на тему «Что нам осень принесла?)
2.4. Приложение 4
1. Введение.
В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку-дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перевода от воспроизводящей действительности к творческой. Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня - новизна ее результата.
Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.
К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно манная крупа и клей ПВА. А ведь из этих материалов можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее положительным результатом.
Я считаю, что техника работы с манкой представляет возможность творческого созидания, развитие мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата - ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить. Считаю работу с манкой интересной и доступной для детей. Сам вид материала, простота работы с ним стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.
Манка является нетрадиционным материалом, работа с которым способствует развитию творческих способностей у детей. Манка – это один из самых податливых и легкодоступных материалов.
1.2. Целью моей работы стало:
Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.
Задачи:
- Формировать сенсорные эталоны: форма, величина, цвет; развивать тактильную чувствительность рук.
- Развивать мелкую ручную моторику.
- Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе.
- Помочь детям преодолеть неуверенность перед незнакомым делом.
- Формировать умение доводить начатое дело до конца.
- Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).
- Учить планировать ход работы. Контролировать свою работу.
- Воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, композициям, как результатам своего труда и труда взрослых.
В процессе работы по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста технике работы с манной крупой» мной разработан перспективный план, конспекты занятий. (Приложение 1)
1.3. Условия становления и возникновения опыта.
Предлагаемый мною опыт является результатом работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению технике работы с манкой.
В моей практике выяснилось, что конкретная форма работы формирует у ребенка интерес к продуктивно – художественной деятельности и обеспечивает ее творческий характер. Ознакомление проводилось по программе Т.А.Васильевой, где не уделяется внимания работе с нетрадиционными материалами, в частности, с манкой. Опыт по данной тематике формировался в рамках изучения литературы, теоретической базы семинаров – практикумов, изучения программ, имеющегося практического материала.
1.4. Методика организации занятий.
- Успешное проведение занятий во многом зависит от подготовки педагога, который заранее должен определить объем и содержание работы; подобрать материал, инструменты в необходимом количестве, соответствующие гигиеническим требованиям и соблюдению технике безопасности.
- Тему занятия педагог выбирает в зависимости от уровня художественного развития детей, педагогических задач, запаса жизненных наблюдений окружающей действительности и природы.
- Любая тема занятий требует предварительной работы с детьми.
- Готовясь к занятию, педагог выполняет заранее примерные образцы. В этом случае он может предусмотреть возникновение трудностей и наметить пути их устранения. Свой образец педагог должен демонстрировать на первых занятиях. Он обращает внимание на изображение предмета, объясняет и показывает, как следует работать с манкой.
- В дальнейшем усвоенные приемы работы не показывают, а лишь напоминают последовательность выполнения или предлагают рассказать об этом кому – либо из детей.
- Занятия проходят в игровой форме. Между выполнением отдельных операций необходимо проводить физкультминутки.
1.5. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
Рекомендуется:
- Использовать в работах по изобразительной деятельности манку.
- Целесообразно заранее спланировать систему занятий на весь учебный год от простого к сложному.
- Тематика должна быть интересной, познавательной, посвященной знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям.
- Проводить занятия в игровой форме.
- Важно сочетать на занятиях индивидуальную работу с коллективной деятельностью детей.
- Разработку конспектов целесообразно планировать в форме таблицы, что способствует поэтапному проведению занятий.
- В занятиях важно учитывать следующие этапы:
- Эмоциональное начало;
- Обследование материала;
- Показ выполнения работы;
- Двигательные упражнения;
- Самостоятельная работа;
- Анализ результата работы
- В анализе работ обращать внимание на выразительность образца, аккуратность, качество выполнения техники.
- Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.
- Целесообразно провести выставку детских работ из манки.
- Чтобы научить ребенка изготовлению поделок из манки, взрослый должен обладать терпением и действовать в соответствии с принципом пошагового обучения.