Цель: Обобщить сведения об основных образах «Алых парусов», попытаться разобраться в нравственной проблематике произведения, продолжать воспитывать в учащихся доброе отношение к людям, к окружающему миру, развивать речь.
Оформление: На доске – портрет А. Грина, иллюстрации по книге, афоризмы о счастье.
Выражения: Что такое счастье? Как его достичь? Как передать ощущение счастья? (проблемные вопросы). На партах у каждого ученика небольшие изображения парусника с алыми парусами.
Ход урока
Звучит песня Ю.А нтонова «Поверь в мечту»
Учитель: У нас с вами сегодня очень серьёзный разговор – разговор о счастье. Попытаемся ответить на вопросы, что записаны на доске.
О счастье рассуждали многие философы, поэты, писатели. Нет такого человека, который не мечтал бы стать счастливым, не задумывался бы о том, что такое счастье, как его достичь.
Мы часто говорим: «Я счастлив» или «я несчастлив».
Вот как объясняется это слово в словаре:
Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача.
– А что вы вкладываете в эти слова? Что для вас значит – быть счастливым (ответы детей)
Любить, дружить, иметь деньги, семью, здоровье, осуществить свою мечту, добиться мечты.
– А действительно ли добиться мечты – это значит стать счастливым? Это глубокий, серьёзный вопрос. Вам было предложено дома подумать об этом, написать мини-сочинения. Послушаем, что у вас получилось. (дети зачитывают свои работы)
О мечте, о счастье и произведение, с которым мы с вами познакомились – «Алые паруса». Автор его – А. Грин – человек, который умел мечтать и стремился осуществить свою мечту.
– Докажите. (ответы детей, связанные со знанием биографии автора)
– А его герои. Ассоль, Грей. В чём для них заключается счастье? (ответы детей – зачитать, рассказать. Обратить внимание на слова «Уйти в сказку», «Алые паруса» – с большой буквы. Почему?
– Как можно назвать таких людей, как Грин, его герои? (романтиками)
Грей сделал Ассоль счастливой. А только ли её? (нет, и себя)
– Почему же и себя?
Перечитаем эпизод, когда он готовится к тому, что задумал ради Ассоль (конец 5 гл.)
Грин не пишет слово «счастлив», но заменяет его другими словами. Какими?
Сделаем вывод: Стать счастливым можно, сделав счастливым другого человека. Добиться мечты можно, осуществив мечту другого человека.
Алые паруса. Автор говорит о них: «цвета глубокой радости», и эта радость не одного …
Откроем последнюю главу. В этой главе Грей говорит очень важные слова.
– Найдите их, зачитайте.
Он отдал ей любовь, он создал для неё счастье.
(зачитать описание встречи Грея и Ассоль на корабле (гл.7)
(обратить внимание на слова о счастье: «сидит в ней пушистым котёнком»)
Послушайте слова разных людей, которые во многом перекликаются с тем, о чём мы с вами сегодня говорим (слова написаны на доске) :
Любить – это находить в счастье другого своё собственное счастье
(Лейбниц – немецкий философ 17-18 в.в.)
Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его
(Бернард Шоу)
Поверь мне – счастье только там, где любят нас, где верят нам.
(М.Ю. Лермонтов)
Человек летает, потому что способен летать.
(А. Грин)
– Объясните последние слова.
Запишем эти слова в тетради. Они стоят того, чтобы их знать.
Попытайтесь сами сформулировать свои мысли о счастье 1 предложением (учимся говорить ёмко и лаконично)
Послушайте, как сказал о Грине поэт В. Саянов (читает заранее подготовленный ученик): «Он жил среди нас, этот сказочник странный, создавший страну, где на берег туманный с прославленных бригов бегут на заре высокие люди с улыбкой обманной, с глазами, как отсвет морей в янтаре, с великою злобой, великой любовью, с солёной, как море, бунтующей кровью, с извечной, как солнце, мечтой о добре»
Строчку из этого стихотворения мы использовали в формулировке темы нашего урока
Ещё очень хорошие слова о А. Грине сказал К. Паустовский: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».
Таким образом, мы ещё раз убедились, что многие умные люди верят, что стать счастливым можно тогда, когда никто рядом не страдает, когда ты думаешь не только о себе, но и о других.
И счастье, что на земле были, есть и будут такие люди, которые мечтают не только о своём счастье, но и о счастье других. Вспомним Л.Н. Толстого, его мечту, которая появилась у него ещё в детстве, мечта найти волшебную зелёную палочку, с помощью которой можно было бы всех осчастливить, сделать лучше, чище.
Мы попытались ответить на два проблемных вопроса. Остаётся ещё один: Как передать ощущение счастья? Словами. (скажите, передайте словами: вы счастливы...)
– А ещё? (музыка, маски в театре, грим, живопись…)
Передать словами ощущение счастья непросто, но всё же многие пытались, например, Л. Толстой, писатель-психолог, он пытался передать это состояние у своих героев, прибегая к помощи музыки. Вспомним уже знакомого нам его героя Петю Ростова. В ночь перед боем он по-настоящему счастлив. Вот как описывает его внутреннее состояние автор. (читает заранее подготовленный ученик):
«Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно сладкий гимн. ..Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл своё и , не доиграв ещё мотива, сливался с другим, начинающим почти то же, и с третьим, и с четвёртым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.» Музыка наполнила душу Пети в тот момент, когда он счастлив.
Вернёмся к «Алым парусам». Прочитаем последний абзац. Грин тоже ставит рядом музыку и человека, мечтающего о счастье. (последнее предложение всегда важно).
Давайте и мы послушаем музыку, вспомним счастливые моменты жизни, помечтаем. Можете записать свою мечту на тех маленьких алых парусах, которые лежат у вас на партах, пусть эти алые паруса принесут вам удачу, счастье. Сохраните их в память о нашем уроке.
(Звучит музыка)
Надеюсь, что наш сегодняшний урок не прошёл для вас зря. Помните, что и от вас зависит счастье других людей, старайтесь, если это в ваших силах, радовать ваших родных, знакомых, да и незнакомых вам людей.