Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специальные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние специальное образование– ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего специального образования. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин. (Приложение 1)
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов. (Приложение 2)
Работа с неуспевающими студентами
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.
Меры предупреждения неуспеваемости студента
- Всестороннее повышение эффективности каждого занятия
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
- Индивидуальный подход к студенту
- Специальная система домашних заданий
- Усиление работы с родителями
- Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.
Работа с неуспевающими студентами в нашем колледже начинается с опроса студентов:
Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?
- Неудовлетворение организацией учебного процесса,
- Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
- Неудовлетворительная работа администрации.
- Высокие цены в столовой.
- Плохое здоровье.
- Нежелание учиться вообще.
- Распространение наркотиков.
- Отсутствие условий для проведения досуга.
- Возможные подработки во внеурочное время.
- Престижно ли учиться в нашем колледже.
- Другие проблемы.
Из данного опроса мы выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это– отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.
Решение данной проблемы привела нас к разработке программы деятельности администрации и педагогов колледжа со слабоуспевающими студентами и его родителями.
1. Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и его родителями
1.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.
1.2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
1.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).
1.4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)
1.5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
1.6. Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
1.7. Преподаватель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
1.8. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
1.9. При выполнении п. 1-9 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации колледжа о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
Ф.И. уч-ка | Причины неуспеваемости (преподаватель указывает самостоятельно выявленные причины) | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов. | Информация классному руководителю (дата) | Информация родителям (дата) | Результат работы |
2. Программа деятельности классного руководителя
2.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:
- пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине)
- недостаточная домашняя подготовка
- низкие способности
- нежелание учиться
- недостаточная работа на занятии
- необъективность выставления оценки на занятии
- большой объем домашнего задания
- высокий уровень сложности материала
- другие причины
2.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.
б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.
в) освобождение от занятия студента в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя -предметника или классного руководителя.
г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя заведующего отделением колледжа).
Все остальные причины считаются неуважительными.
3. Программа деятельности студента.
3.1. Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.
3.2. Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.
3.3 Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.
4. Программа деятельности родителей.
4.1. Родители обязаны явиться в колледж по требованию классного руководителя или заведующего отделением.
4.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение колледжа.
4.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам .
4.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.
4.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, заведующему отделением, администрации колледжа.
4.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
5. Программа деятельности социального педагога и заведующего отделением.
5.1. Социальный педагог и заведующий отделением обязаны провести индивидуальную беседу со студентами с целью выявления социальных проблем студентов.
5.2. При необходимости посетить квартиру студента, составить акт обследования.
5.3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими студентов, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению учебно– воспитательной комиссии студент ставится на внутриколледжный контроль на семестр, о чем родители информируются в обязательном порядке.
5.4. В случае неэффективности принятых мер смотри п.4.6.
6. Программа деятельности школьного психолога.
6.1. В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости студента, психолог колледжа разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости студента.
6.2. О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки.
6.3. Психолог дает рекомендации по развитию данного студента.
7. Программа деятельности администрации колледжа.
7.1. Администрация колледжа организует работу учебно– воспитательной комиссии.
7.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими студентами.
7.3. Администрация колледжа составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
7.4. Учебно-воспитательная комиссия и педсовет принимает решение о направлении материалов на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
8. Контроль за соблюдением данного Положения.
8.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, преподаватели-предметники, родители.
8.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заведующий учебной частью.
Для того, чтобы в любой момент можно было ознакомиться с причинами неуспеваемости того или иного студента, преподаватели и классные руководители заполняют следующую памятку. (Приложение 3)
Для того, чтобы работа с неуспевающими студентами приносила положительные результаты и для сохранения контингента, существует программа контроля проводимой работы.
Программа контроля работы со слабоуспевающими студентами
Цель: изучить систему работы преподавателя-предметника со слабоуспевающими студентами на этапе адаптации при переходе от среднего (основного, полного) к профессиональному образованию.
Задачи:
- Изучить информационный банк преподавателя о результатах учебной деятельности студентов, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими
- Ознакомиться с методическим обеспечением заданий для работы со слабоуспевающими
- Оценить теоретическую подготовленность преподавателя по вопросу преодоления неуспеваемости студентов
- Определить уровень взаимодействия преподавателя с классным руководителем, социально-психологической службой, родителями, УВК в решении задач по успешности обучения студентов
- Наметить управленческие решения по регулированию деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами
Объект контроля: преподаватель-предметник, преподаватель клиницист.
Форма контроля: персональная
Методы контроля:
- наблюдение,
- собеседование с преподавателем, студентами, психологом,
- работа с документацией.
Программа наблюдения за неуспевающими студентами на занятиях
До занятия следует узнать, где сидят неуспевающие, составить схему их расположения в кабинете и, наблюдая по ходу занятия за действиями неуспевающих, выяснить ответы на вопросы, указанные ниже.
- Выполнено ли домашнее задание? Каково качество выполнения? Как проверил это преподаватель?
- Каковы восприятие и степень понимания учебного материала? Рассеянность и отвлекаемость внимания? Пассивность и инертность?
- Как воспринимается студентами темп ведения урока?
- Удалось ли вы звать интерес к уроку?
- Каково участие в уроке (фронтально, индивидуально, ответы с места, самостоятельная письменная работа) и как эта деятельность оценивается преподавателем?
- Осуществлялась ли индивидуальная помощь слабоуспевающему на занятии (контроль записей, периодические вопросы на понимание и т.п.)?
- Как усвоили учебный материал (на этапе закрепления и в беседе после занятия)?
- Знает ли преподаватель как слабоуспевающие усвоили материал? Как он это пытался выяснить?
- Какие меры принял преподаватель для подготовки неуспевающих к учебной деятельности, усвоению нового (трудного) учебного материала?
- Педагогический такт по отношению к слабоуспевающим.
Программа наблюдения за работой преподавателя на дополнительных занятиях
- Режим (сколько раз в неделю-месяц, время занятий), количество студентов.
- Программа занятий. Какие темы прорабатываются (все программные, наиболее трудные, с опережением или отставанием от объяснения на занятии)?
- Как ведется объяснение (как на уроке, с изменениями, более доступно)?
- Какое количество заданий, упражнений выполняется? Откуда подбирается материал (из учебника, пособия, сложнее или проще программного материала)?
- Есть ли упражнения на развитие памяти, отработку навыков?
- Каково отношение студентов к занятиям (их интерес, внимание, сосредоточенность, желание выполнять)
- Как преподаватель выясняет, все ли понято, усвоено из объяснения?
Вопросы для беседы с преподавателем о неуспевающих студентах
- Назвать неуспевающих студентов
- Дать психолого-педагогическую характеристику каждого
- Назвать причины неуспеваемости.
- Каковы конкретные пробелы в знаниях и навыках студентов?
- Имеется ли план работы с неуспевающими. (в т.ч. индивидуальный и тематический учет ЗУНов), и как он выполняется?
- Каково положение дел по журналу, технокарте урока, тетрадям студентов?
- Как часто неуспевающих спрашивают на уроке, и как оценивается их учебная деятельность? Если не спрашивают, то почему?
- Какая индивидуальная работа проводится? Влияет ли она на качество знаний и поведение студента?
- Какую форму работы предпочитает преподаватель и почему?
- Как сами студенты относятся к своим успехам и неудачам в учении?
- Возможно ли преодоление неуспеваемости данного студента и что для этого надо сделать? Если нет, то почему?
- Нуждается ли преподаватель в теоретической консультации по вопросам преодоления неуспеваемости? Что читал по данной проблеме? В какой литературе нашел ответ на интересующий его вопрос?
- Кто может помочь в преодолении неуспеваемости (классный руководитель, родители, администрация, общественные организации, социально-психологическая служба)?
- Какая работа проводится во внеаудиторное время?
- Какую работу проводит преподаватель по профилактике неуспеваемости?
Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. В отличие от неуспевающих школьников, неуспевающие студенты практически не являются объектом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того, чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в колледж.