Все искусства так или иначе связаны между собой –
Театр и живопись, музыка и кино, скульптура и архитектура.
И все-таки музыка есть высший род между ними.
Музыка – широкое небо над всеми искусствами;
Она безгранична, ее законы приложимы ко всем видам
И жанрам художественного творчества.
Музыкальность – едва ли не высшая похвала любому произведению искусства.
Музыка – это звучание времени, его дух.
С.Т. Коненков
Цель урока: Совершенствование эмоционально-художественного и эстетического восприятия музыкального произведения, воспитание интереса и любви к музыке. Формирование положительных реакций на подлинно художественные произведения. Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни с позиции личности развитого общества.
Учебная:
- Знание основных событий творческой биографии композитора.
- Знакомство с симфонической, оперной и инструментальной музыкой В.А.Моцарта.
- Знакомство с рассказом К.Г. Паустовского «Старый повар».
- Умение учащихся дать оценку значения творчеству В.А.Моцарта – как символу идеальной красоты и гармонии в музыке.
- Умение анализировать литературное и музыкальное произведения, обобщать их.
- Развитие интереса к познанию музыкального материала венских классиков на примере творчества В.А.Моцарта.
- Развитие у учащихся музыкального слуха, певческого голоса, чистоты интонирования, дикции, дыхания, сольного и ансамблевого пения.
- Активизировать у учащихся формирование творческих способностей, их музыкальное развитие в целом.
Воспитательная:
- Развитие интереса учащихся к зарубежной музыкальной культуре XVIII века.
- Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса учащихся, восприятия классической музыки.
- Формирование интереса и любви к пению, к хоровому исполнительству.
- Накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового опыта, развитие и закрепление интереса у детей к занятиям музыкой.
Наглядные пособия и ТСО:
- Портрет автора литературного произведения, композитора и его современников.
- Картины художников XVIII века.
- CD-проигрыватель.
- Телевизор.
- ПК
Музыкальный материал:
- Хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
- Фрагменты симфоний 40,41
- Соната Ля-мажор (3 часть)
Раздаточный материал:
- Хронологическая таблица “Жизнь и творчество В.А.Моцарта” (приложение №1)
- Рассказ К. Паустовского “Старый повар” (приложение №2)
- Таблица основных произведений В.А.Моцарта (приложение № 3)
- Хор из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» - музыкальный фрагмент
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие, распевание (вокализ).
- Эмоциональный настрой.
- Обеспечение раздаточным материалом.
- Дети исполняют хор из оперы «Волшебная флейта» - «Послушай, как звуки хрустально чисты»
II. Вопросы:
- А) К какому виду искусства относится это произведение?
- Б) Какое настроение у Вас возникло при исполнении этого произведения?
- В) Что Вам понравилось в нем?
- Г) В чем тут красота?
- Д) Какими средствами композитор добился красоты звучания?
Ребята, можно ли композитора сравнить с волшебником?
Порассуждаем на эту тему (слушаю высказывания детей, вступаю в дискуссию)
III. Вывод
Ребята, сегодня на уроке мы убедимся в том, что искусство имеет особое свойство. Искусство несет особый свет, свет любви и вдохновения. А поможет нам в этом Моцарт.
(по телевизору показывается презентация слайдов о жизни и творчестве Моцарта)
IV.
Умолкли музыки божественные звуки,
Пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки,–
Пусть льется песня вновь серебряным дождем:
Как выжженная степь ждет ливня и прохлады,
Я страстно звуков жду, исполненных отрады!
П.Б.Шелли (перевод К.Бальмонта)
Звучит музыка Моцарта (фрагмент симфонии № 41 «Юпитер»)
Давайте, ребята, еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока (Все искусства так или иначе связаны между собой – Театр и живопись, музыка и кино, скульптура и архитектура)
Как Вы понимаете эти слова? ( Ответ - музыка эмоционально обогащает жизнь человека)
Музыка – это звуки. Как удается звукам повернуть время? Это не может ни наука, ничто другое. Но может талант, дар. Именно поэтому так интересна нам судьба Вольфганга Амадея Моцарта.
И мы с Вами переходим к литературному произведению К. Паустовского «Старый повар», прочитав который, мы еще раз убеждаемся, что музыка способна совершать чудеса и грустное ощущение предстоящих мрачных событий преображается в яркий всплеск человеческих чувств и радость ухода из жизни.
V. Беседа с классом, вопросы по рассказу:
- Удалось ли, по Вашему мнению, показать К. Паустовскому, что музыка - это волшебство?
- Давайте вспомним, какое настроение было в начале рассказа и что чувствовал, о чем думал старый повар?
- Грустное (из чего складывалось? вспоминаем из текста выражения, слова)
- Печальное, мрачное (из чего складывалось? вспоминаем из текста выражения, слова)
- Почему нет тяжелого, гнетущего впечатления?
- Докажите, что судьба милостива к Иоганну (Ответ: в дом к нему пришел гениальный человек, который подарил ему чудо).
- А что чувствовал в конце рассказа главный герой? Какое настроение и чувство овладело им в конце рассказа, после звучания музыки? (Ответ: в своих воспоминаниях он вернулся в молодые годы, когда был счастлив)
- Звучат 2 фрагмента симфоний № 40, 41.
Вопрос: Как Вам кажется - какой из фрагментов больше соответствует эмоциональному настрою этого рассказа? (Обосновать ответ, опираясь на анализ средств музыкальной выразительности) - Можем ли мы сказать, что музыка В.А. Моцарта подарила счастье Иоганну в последние мгновения жизни? (разумеется, ведь даже яблони распустились за одну ночь, небо стало великолепно синим, теплый солнечный свет распространил сверху свои лучи )
VI. Подведение итогов.
Писатель использует прием контраста, чтобы подчеркнуть волшебное воздействие музыки.
Давайте еще раз послушаем фрагменты симфоний В.А. Моцарта, чтобы еще точнее сформулировать свои выводы и ответ на вопрос – Почему эта музыка совершила такой переворот в душе старого повара.
Звучит музыка Моцарта, дети слушают (соната ля-мажор ч.3).
И сегодня на уроке мы приходим к выводу, что музыка и литература - это два вида искусства, взаимодополняющих друг друга. Благодаря их взаимодействию, наши впечатления становятся ярче и переживания более эмоциональными.
Музыка, слово остаются всегда с человеком. Искусство – возможность передать свою любовь, боль, тревогу через время. И наполнить наши сердца чем-то необыкновенным. У каждого это будет свое, сокровенное. Мы сегодня cоприкоснулись с добрым, светлым, вечным. Послушайте, как отзовется оно в наших сердцах. Быть может, гениальная музыка великого В.А. Моцарта вдохновит и вас на нечто необыкновенное (звучит фрагмент симфонии № 40).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Чичерин Г.В.Моцарт: Исследовательский этюд – Л: Музыка 1979
- Моцарт.Избранник богов Мишель Парути – АСТ, Астрель 2003
- Прохорова И.Музыкальная литература зарубежных стран (для 5 кл. детской музыкальной школы) – М: Музыка 2003
- Т.В. Попова Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века (книга для учащихся старших классов) М: Просвещение 1976
- Черная Е.С. Беседы о б опере. М: Знание 1981
- Булучевский Ю., Фомин В «Краткий музыкальный словарь для учащихся» - М: Музыка 2005.
- Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта для среднего и старшего школьного возраста М: Педагогика 1985