Цели урока.
Обобщить и закрепить знания по теме
“Одномерные массивы”.
Задачи урока.
- В нестандартной, игровой форме проверить знания теоретической части темы и умение решать задачи.
- Помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.
- Дать возможность учащимся самим оценивать свой потенциал и выбрать задания того уровня сложности, который они могут осилить.
- Способствовать эффективному развитию учебной деятельности построенной на переносе знаний в новые ситуации.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока: Закрепление знаний по теме “Массивы”. Умение оценивать свой потенциал и выбирать задания того уровня сложности, который они могут осилить. Развитие у учащихся коммуникативных навыков общения и интеллектуальных умений: сравнения, анализа, синтеза, и способность к самоанализу, самооценке.
Время реализации урока: 2 урока.
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютерный класс локальной сетью;
- мультимедиа проектор;
- интерактивная доска;
- Приложения MS Power Point;
- Менеджер тестирования MyTest2.4.1.
Дидактическое обеспечение урока.
- Компьютерная презентация “Зачет по теме “Одномерные массивы””. Презентация
- Программа MyTest2.4.1 с тестом на два варианта. Приложение 1
- Карточки для самооценки. Приложение 2
- Карточки с дифференцированными заданиями на оценку 5,4 и 3. Приложение 3
- Задание “Восстанови порядок!”. Приложение 4
- Задание “Устрани ошибки!”. Программы, в которых допущены ошибки. Учащиеся должны их исправить. Приложение 5
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: работа в группах, индивидуальная, фронтальный опрос, технология игры “Покорение вершины”, частично дифференцированный подход.
План урока-зачета.
1. Урок первый “Подготовка к восхождению”
1.1. Орг. Момент. Разбиение на группы;
1.2. Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?”. Фронтальный опрос с использованием презентации;
1.3. Метеосводка – разгоняем облака (решение каждой группой задачи);
1.4. Тренажер
- “Восстановить порядок!”. В конверте даны программные строки нужно расставить их по порядку.
- “Устрани ошибки!”. Каждая команда получает по 2 программы с ошибками. Учащиеся должны их исправить.
2. Урок второй “Восхождение”
2.1 Орг. Момент. Раздача карт урока.
2.2. Первая высота “Снежная лавина” – 10 баллов. Тест на поверку знаний.
2.3. Вторая высота “Ледовая трещина”– 16 баллов. Решение задачи.
2.4. Третья высота “Камнепад”. Дифференцированная работа по карточкам:
- Красная карточка – оценка 5,
- Синяя карточка – оценка 4,
- Желтая карточка – оценка 3.
2.5. Подведение итогов зачета:
Подготовительный этап.
- Предварительно расставить парты в кабинете информатики так, что бы могли сесть отдельно несколько групп.
- Для каждой группы на столах поставить таблички с фамилиями участников группы.
- Разместить на каждом компьютере папку с программой MyTest2.4.1 и файлами для тестирования Вариант 1.txt, Вариант 2.txt.
- Распечатать раздаточный материал из файлов: Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.
Урок первый “Подготовка к восхождению”
Ход и содержание урока
1. Организационный момент Приветствие, отметка отсутствующих.
2. Вводное слово. Знакомство с целями урока и мотивация.
Учитель: Сегодня у нас урок – зачет по теме “Одномерные массивы” (Демонстрируется Слайд 1).
Он будет проходить в виде игры “Покорение вершины”, в конце мы с вами узнаем, кто же из вас покорил вершину “Одномерные массивы”?
На первом уроке мы с вами приготовимся к восхождению, повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме.
На втором уроке приступим к восхождению на вершину “Одномерные массивы”. Здесь ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил и умение решать задачи.
Сегодня на уроке-зачете вам предстоит также оценить свои знания, и заполнить лист самооценки.
Сейчас вы видите этапы урока-зачета в соответствии, с которым нам предстоит сегодня работать. (Демонстрируется Слайд 2)
3. Систематизация и актуализация теоретических знаний
Этап “Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?””
Слайд 3
Учитель: Для того, что бы начать восхождение мы должны с вами знать, что нам нужно знать для покорения вершины под названием “Одномерные массивы”.
Проводиться фронтальный опрос с использованием презентации по теоретической части темы “Одномерные массивы”.
Слайд 4-8
(При воспроизведении на слайде написан вопрос, после ответов учеников, по щелчку появляется ответ для сравнения)
- Что называется массивом?
- Назовите типы и виды массивов
- Для чего используется оператор DIM?
- Назовите способы ввода массива
4. Решение задач
Этап “Метеосводка”
Учитель: Для достижения вершины нужно, что бы погода была безоблачной, а для этого нам с вами нужно разогнать облака.
От каждой группы по очереди выходит представитель к интерактивной доске и выбирает облако (задачу), которую затем решают совместно в группе. Затем по одному представителю от группы выходят к доске и защищают решение своей задачи.
Слайд 9-12
(Здесь можно предусмотреть два варианта: Можно решение от каждой группы писать на доске, а можно выполнять решение на компьютере и потом демонстрировать программы через проектор)
5. Систематизация и актуализация практических знаний
Этап “Тренажер”. Слайд 13
- “Восстановить порядок!”. В конверте даны программные строки, которые нужно расставить по порядку. Приложение 4
- “Устрани ошибки!”. Каждая команда получает по 2 программы, в которых допущены ошибки. Учащиеся должны их исправить. Приложение 5
Урок второй “Восхождение”
1. Оргмомент. Раздача карт урока, для самооценки. Инструктаж.
Слайд 14
Учитель: Заполните в карте самооценки столбец ФИО. В течение всего периода восхождения вы будете проставлять себе баллы в карту самооценки за каждый этап. В конце мы подсчитаем баллы, и вы определите, покорилась ли вам вершина “Одномерные массивы”
2. Проверка ЗУНов
2.1. Тест на проверку знаний
Первая высота “Снежная лавина” – 10 баллов.
Слайд 15
Тест на поверку знаний. Учащиеся рассаживаются за компьютеры и выполняют тест в программе MyTest2.4.1 и файлами для тестирования Вариант1.txt, Вариант2.txt;
2.2. Решение задач
Вторая высота “Ледовая трещина”– 5 баллов.
Слайд 16
Дан фрагмент программы обрабатывающей массив А из 10 элементов. Определить Чему будет равно значение переменной S после выполнения данного алгоритма
N:= 10
Нц для i от 1 до N
А[i] = 11-i
Кц
S:=0
Нц для i от 1 до N
если i >5 то
S=S+ A[i]
все
кц
Ответ:15
Третья высота - “Камнепад”
Слайд 17
Учащиеся получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности и выполняют за компьютером:
- Красная карточка – оценка 5 (15 баллов)
- Синяя карточка – оценка 4 (10 баллов)
- Желтая карточка – оценка 3 (5 баллов)
3. Подведение итогов зачета.
Дорогой альпинист!
- Если ты набрал более 25 баллов, то ты покорил вершину – молодец!
- Если ты набрал 20–25 баллов – покорил вторую высоту, хорошо!
- Если 10–19 баллов – удовлетворительно, ты пока одолел первую высоту, это тоже неплохо.
- Если ты набрал менее 10 баллов, то ты остался у подножия вершины. Но не огорчайся! Тебе еще раз нужно пройти подготовку и повторить восхождение, твоя вершина еще впереди!
Ссылки на использованные интернет-ресурсы:
www.klyaksa.net - программа материалы MyTest2.4.1
http://zpascal.gym5cheb.ru/p14aa1.html - задачи на массивы
http://www.pascaler.ru/pascal/arrays/odnomer/1/ - теория по одномерным массивам
http://muhkarovairina.ucoz.ru - Мой профессиональный сайт