Родительское собрание. Выступление психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Приветствие

Добрый вечер, уважаемые родители, меня зовут (ФИО), я педагог-психолог в старших классах. Тема нашей сегодняшней встречи – психологические особенности подростка. Мы поговорим, прежде всего, о личностных особенностях, а также рассмотрим, какие сложности в школьной жизни могут происходить в 9-10 классах. Если после родительского собрания вы захотите задать какие-либо вопросы или получить консультацию по поводу особенностей вашего ребенка, то я вас жду у себя в кабинете в приёмные часы.

Итак, перейдем к личностным особенностям учащихся 9-10 классов.

2. Особенности возраста

Если раньше 15-16 лет считались возрастом начала подросткового кризиса, то сейчас кризис подросткового возраста начинается с 12-13 лет, а значит, в 15 может достигать своего пика, а у некоторых детей вступать в завершающую фазу. Что же происходит с подростком в 9-10 классе.

Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение это носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически ненасыщаема.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости.

В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна и агрессия, тревожность, стресс,замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребенка.

Усиливается желание подростка чувствовать себя взрослым. С одной стороны в этом случае подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое, с другой стороны, часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика. В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости.

Также в это время, как никогда сильна “реакция группирования”. Подростковая группа – своеобразный социальный “полигон”, где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение. Но в тоже время – ребенок, зачастую, полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует.

Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.
Юноши и девушки охотно используют время обучения для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: “всегда быть дома в 20 часов и точка”. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

Помните: влияние группы тем больше, чем неблагополучнее у подростка отношения с родителями.

Стоит также отметить, что в это время может проявиться потребительское отношение к взрослым. С одной стороны подросток хочет проверить равенство своих прав с правами взрослых, с другой, очень часто подросток воюет с родителями прежде всего за расширение своих прав, в то время как круг своих обязанностей стремится сузить. В данном случае необходимо четко оговаривать с ребенком круг его прав и обязанностей в вашей семье. Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования (ребенок должен чувствовать безопасность).

Еще одна значимая проблема в этом возрасте – это проблема самооценки.

Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей. Чтобы помочь ребенку в повышении самооценки родители могут:

  • Выделять позитивные качества, а не только негативные
  • Снижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать ее обучающее воздействие, показывать, что “эталоны” взрослые тоже ошибаются
  • Оказывать эмоциональную поддержку

3. Профессиональное будущее

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Но кто же несет ответственность за выбор будущей профессии.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки могут этого не осознавать. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников. С одной стороны семейная традиция может ограничивать выбор, с другой – стороны через профессию родителей у детей есть возможность познакомится с тонкостями той или иной профессии.

В целом при проведении опроса учащихся о том, что повлияло на их выбор профессии чаще всего встречаются три варианта ответа

– Родители выбрали вуз и профессию за ребенка

– Родители не участвовали в выборе профессии ребенка

– на выбор профессии повлияли друзья или общество (модная, популярная профессия)

Важно понимать также другое – в силу своего возраста и своих знаний подросток пока не может соотнести позиции хочу-могу-надо. Это значит, что при выборе профессии ребенок часто забывает о таких вещах, как собственные способности, медицинские противопоказания к этой профессии, особенности той или иной профессии. Например, очень часто многие подростки говорят, что хотя быть менеджерами, но при этом, когда их просишь рассказать, как они видят работу менеджера, выясняется, что как таковых познаний об этой деятельности нет.

Поэтому если ваш ребенок еще не определился с выбором профессии, а также не определился с выбором учебного заведения, то, возможно, стоить обратиться к специалистам по профориентации. Это может быть и школьный психолог, и сотрудники специализированных центров. В Южном округе бесплатные услуги оказывает центр Горизонт, Взаимодействие. В кабинете школьного психолога учащиеся могут пройти и компьютерное тестирование на определение подходящей сферы, и получить консультацию по профориентации, также совместно с психологом учащиеся могут осуществить выбор подходящего к выбранной профессии учебного заведения.

Важно помнить, что самое главное для подростков как бы они не стремились к самостоятельности – это ощущение участия и поддержки со стороны взрослого . Для детей важно, что по трудному пути взросления и самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который в трудную минуту поддержит и поможет.

Поэтому так важно любить и принимать своего ребенка. Не терпеть, а именно принимать, понимать, что подростковый возраст – явление проходящее, а вот отношения испортить во время протекания кризиса с ребенком можно раз и навсегда.

Спасибо за внимание!