Цели урока:
- Построить формулу произведения а = в·с, выражающую общие свойства взаимосвязей между величинами в формулах пути, стоимости, работы и др.
- Тренировать способность детей к решению задач на все изученные виды зависимостей между величинами; тренировать способность к решению уравнений.
- Развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности, интерес к математике.
Оборудование: тетрадь-учебник, формулы различных величин, задания для индивидуальной работы.
Ход урока
І. Организационный момент
– Звонок дал сигнал на начало нашей работы.
Я вижу ваши добрые, заинтересованные глаза.
Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошей и плодотворной работы на уроке.
ІІ. Устный счет
Мы друг другу улыбнулись.
И чуть-чуть все подтянулись.
Знаем много, без сомненья.
И начнем урок наш с …. (уравненья)
(На доске3 уравнения)
– Решите уравнения по рядам.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
17 * у = 85 | х * 11 = 99 | а : 5 = 5 |
(По 1 человеку у доски)
Проверка. Замечаний нет? Объясните решение. (Ученик у доски объясняет, как решал уравнение).
– Какие два уравнения можно объединить? Почему?
(1 и 2, т.к. на умножение, неизвестен множитель, который находим действием деления).
Действительно это так. А третье уравнение совсем не связано с 1 и 2?
(Связано, т.к. действие деление обратно действию умножению).
– Как записать действие умножение в общем виде?
– Чем будет являться а? в? с?
– Докажите, что деление обратно действию умножения?
а = в * с
в = а : с
с = а : в
! Этот вывод нам сегодня пригодится на уроке.
ІІІ. Введение в тему
– Уравнения с нами не прощаются.
Они предлагают нам разгадать их секрет.
Если корень уравнения 5 открыл букву д, а корень уравнения 25 открыл букву ч, то подумайте, какую букву откроет нам корень уравнения 9? (з)
Получилось: д з ч.
– Можем прочитать эту запись? Почему? (Нет букв гласных)
– Чтобы добавить не хватающие буквы гласных, вам надо послушать четверостишия и понять о какой величине идет речь.
Транспорт движется по трассе.
Время долгое в пути.
Ты внимательно подумай,
Что в задаче нам найти? (Про что говорится?) (По ходу появляются буквы).
Есть еще величина.
С делом связана она.
Трудолюбие проявим,
“Дело сделано!” – объявим.
В магазин, когда пойдем,
Товаров разных наберем.
Сколько денег нам отдать?
Надо точно сосчитать.
s С А
– Верно. Я называю 1 букву, 2 букву, 3. (Это буквы а)
– Можно теперь составить слово? (задача) (Путем передвижения карточек составить слово).
– Как вы думаете, как нам могут пригодиться сегодня на уроке знания, о которых мы сейчас говорили: действие умножение и обратное действию умножения-деление, задача, и пока обозначенные три величины?
(Можем составить формулу пути, стоимости, работы и установить взаимосвязь между этими величинами)
формула пути | формула стоимости | формула работы |
s = v * t | С = а * n | А = v * t |
v = s : t | а = С : n | v = A : t |
t = s : v | n = С : а | t = A : v |
– Чем похожи эти формулы? (находим произведение).
– Чем являются v и t, а и n в формулах? (множителями)
– По какому правилу находили эти величины? (по правилу нахождения неизвестного множителя).
– Попробуйте записать все эти формулы в обобщенном виде, не думая о значениях величин.
– Эту работу я вам предлагаю выполнить в группах.
– Проверка.
– Мы знаем формулу пути, стоимости, работы.
А как можно назвать эту обобщенную запись? (Формула произведения).
– Откроем учебники на стр.53 и проверим наши предположения. (В правиле подчеркнуть формулы) (Обвести в рамке).
– Правильно мы дали название формуле?
– Как называется эта запись? (Формула произведения)
– Когда будем использовать эту формулу? (В решении задач, когда есть взаимосвязь таких величин как расстояние-скорость – время).
Физминутка
Отложите-ка тетрадку!
Становитесь на зарядку!
Сладко-сладко потянулись
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись? (Да)
Ваши губы улыбнулись? (Да)
Пальчики к письму готовы? (Да)
Мы работать будем снова?
– Что будем делать дальше? (Решать задачи).
– Давайте посмотрим, с какими величинами можно работать по формуле произведения.
– Учебник стр. 52 №1
– Найдите те тройки взаимосвязанных величин, о которых мы говорили. (1,2,3)
– Таблица закончилась? Почему? (Есть и другие тройки взаимосвязанных величин).
– Работа в парах.
Используя формулу произведения, запишите в правом столбике формулу, устанавливающую зависимость между данными величинами.
Проверка.
– Вот сколько разных задач можно решать, используя формулу произведения.
ІV. Первичный этап закрепления
1 задача:
Автобус в первый день был в пути 3 часа и ехал со скоростью 50 км/ч. Во второй день он увеличил скорость на 10 км/ч и был в пути 2 часа. Какое расстояние проехал автобус за два дня?
2 задача:
Библиотекарь ставили школьные штампы на новые учебники.
В первый день она работала 3 часа с производительностью 50 книг в час. Во второй день она увеличила свою производительность на 10 книг и работала 2 часа. Сколько книг она проштамповала за два дня?
3 задача:
Для награждения победителей в спортивных соревнованиях в первый день купили 3 фотоальбома по 50 рублей. Во второй день пришлось докупить ещё 2 альбома, но их цена увеличилась на 10 рублей. Сколько рублей заплатили за все фотоальбомы?
4 задача:
Для благоустройства парка засадили саженцами две аллеи. Ширина первой аллеи
3 метра, а длина 50 метров. Ширина второй аллеи 2 метра, а длину увеличили на 10 метров. Какую площадь занимают эти две аллеи?
(Пока дети решают самостоятельно стереть с доски пояснения в 1 задаче)
Проверка
– Посмотрите на решение своей задачи и на решение задачи на доске.
Что вы можете сказать?
– А что, мы решали все одинаковую задачу?
1 ряд в вашей задаче, о каких величинах идет речь?
2 ряд?
3 ряд?
– Почему же одинаковое решение? (Одинаковые числа. Применяли ко всем задачам формулу произведения).
– Правильно. Хотя и величины в задачах разные, но их можно объединить одной формулой – формулой произведения.
V. Итог
Я вам задам несколько вопросов, а вы хором дружно отвечайте: “Да! Да!”.
– Мы друг друга понимали?
– Хорошо всегда считали?
– А задачи мы решали?
– На уроке засыпали?
– Какие задачи учились решать?
Что нового узнали?
VI. Домашнее задание.
Стр. 55 № 10, а) 1вариант; б) 2 вариант.
№ 8.
№ 9 по желанию.