Учителя математики в своей работе реализуют различные формы проверки знаний и умений учащихся. Однако многие стороны существующих форм проверки вызывают неудовлетворенность. В последнее время в школе широко используется тестирование. Оно может рассматриваться как средство контроля за состоянием знаний и умений учащихся по отдельным вопросам и темам, так и для определения уровня достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года. При тестировании можно удачно сочетать проверку знаний и умений учащихся с контролем и попутным повторением.
Под тестами в школьном курсе математики понимается совокупность стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов.
По дидактическим целям можно использовать тесты трех видов.
Тест первого вида можно назвать входным. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принимать для ликвидации пробелов. Его можно дать и во время устного счета, и в качестве самостоятельной работы перед прохождением новой темы.
Определяя степень сложности заданий, следует помнить, что они носят не тренировочный характер и рассчитаны не на выработку соответствующих математических навыков, а предназначены для быстрой, оперативной проверки знаний по нескольким вспомогательным темам. Поэтому каждое задание надо составлять так, чтобы на его выполнение учащиеся тратили не более одной-двух минут.
Кроме того входные тесты могут способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения перед изучением новой темы.
Тест второго вида – промежуточный. Он проводится, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов.
Проверку такого вида тестов целесообразно проводить сразу же после того, как собраны контрольные листы с ответами, так как при этом происходит попутное повторение и внимательный анализ определений и формулировок, если такие включены в работу.
В тестах второго вида не следует увлекаться более сложными заданиями, так как для правильного ответа на них необходима тренировка выполнения соответствующих упражнений.
Тесты третьего вида предназначены для заключительного контроля после того, как уже проведены уроки по решению задач на разнообразное применение новых знаний. В такой тест включаются вопросы для определения глубины усвоения теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения. Тесты такого вида целесообразно составлять из двух частей: обязательной, рассчитанной на слабого и среднего ученика, и дополнительной, позволяющей учащимся, имеющим оценки “4” и “5”, раскрыть свои способности.
По видам предлагаемых заданий можно использовать тесты пяти видов.
Первый вид тестов предполагает заполнение пропусков в истинных утверждениях и в формулировках математических определений и правил. При выполнении задания учащиеся должны заполнить пропуски, отмеченные в тесте многоточием так, чтобы получились верные утверждения или правильные формулировки определений и правил. Этот вид тестов помогает учителю получить информацию о формировании речевой математической культуры и уровне владения математическим аппаратом.
Второй вид тестов требует установления истинности или ложности высказанных утверждений. При выполнении заданий учащиеся должны выбрать ответы “ДА” или “НЕТ”. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы, отличать верное утверждение от неверного.
Третий вид тестов, наиболее распространенный в практике тестирования, предполагает выбор ответов из числа предложенных. В основном, задания этого вида рассчитаны на письменные действия учащихся, которые могут быть выполнены на черновике.
Четвертый вид тестов – тесты соответствия: на установление соответствия между условием и заключением утверждения, между условием задания и его решением.
Пятый вид тестов – тесты комбинированные, включающие в себя несколько видов.
Время для проведения тестирования определяет сам учитель, исходя из уровня подготовки класса.
Результаты тестирования по каждому виду тестов можно оценивать в баллах, причем учитель вправе сам выбрать систему оценок, соответствующую определенному количеству баллов. Если задания одношаговые, то оценку можно ставить по количеству выполненных заданий. Если же задания многошаговые, то можно использовать оценочную таблицу.
Важно отметить, что тестовые задания можно использовать как в качестве математических диктантов, так и в качестве письменных и полуписьменных работ при повторении, в том числе и обобщающем, при итоговом повторении, в устном счете и т.п.
Подводя итог вышесказанному, важно отметить то, что тестирование, как один из способов оптимизации учебного процесса, имеет много положительных моментов. Тесты позволяют: 1) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения; 2) оживить процесс обучения; 3) сэкономить время, затрачиваемое на опрос и 4) личное время учителя, которое он тратит на проверку результатов выполненной учащимися работы; 5) использовать тесты в компьютерных технологиях; 6) обеспечить оперативность проверки выполненной работы; 7) объективно оценить уровень обученности отдельного учащегося и класса в целом на данный момент.
Оценив все достоинства тестирования, отметим ряд недостатков: 1) возможен выбор ответа наугад; 2) проверить можно лишь результат действия и трудно проанализировать ход решения; 3) категоричность оценки каждого задания; 4) не учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Поэтому, конечно, нельзя использовать тесты как единственную форму контроля и проверки уровня и качества усвоения знаний, умений и навыков. Но наряду с другими формами тесты – прогрессивная, оперативная и интересная форма проверки и контроля.
- 5-й класс. Тест для заключительного контроля по итогам первого полугодия.
- 5-й класс. Тест для заключительного контроля по итогам второго полугодия.
- 6-й класс. Тест по теме “Нахождение дроби от числа”.
- 6-й класс. Тест по теме “Сложение и вычитание смешанных чисел”.
- 6-й класс. Тест по теме “Основное свойство дроби, сокращение дробей”.
- 6-й класс. Тест по теме “Делители, кратные”.
- 6-й класс. Тест по теме “Нахождение процентов от числа”.
- 6-й класс. Тест по теме “Взаимно обратные числа”.