Цель: Познакомить детей со звуком [и].
Задачи:
Образовательные:
- уточнение артикуляции звука [и];
- формирование операции фонемного анализа;
- формирование практических навыков словоизменения множественного числа существительных.
Коррекционные:
- развитие фонематического слуха;
- развитие ВПФ (мышления, памяти, внимания).
Воспитательные:
- воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям;
- воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых занятиях;
- формирование навыка работы в команде, умение договариваться.
Оборудование: Игрушки: Винни Пух, Ослик ИА; Замок гласных звуков красного цвета; кукла – символ звука [и], индивидуальные флажки – символ звука [и]; шапочки гласных звуков красного цвета и медальоны с символами звуков [и], [а], [о,] [у]; «Поезд» для определения позиции звука в слове; индивидуальные карточки для игры «4-й лишний» (аптека, ухо, утка, утюг; автомат, антенна, Айболит, окна; обувь, овцы, ослик, индюк; ива, индеец, игла, улитка); « составь предложение» (У Инны улитка, а у Ивана улитки. У Ивана утка, а у Инны утки. У Инны паук, а у Ивана пауки. У Ивана мак, а у Инны маки.); магнитофон с аудиозаписью.
Ход занятия
I. Оргмомент
– Ребята! У нас на занятии сегодня гости, поздоровайтесь с ними!
(Дети здороваются с гостями)
(♪ Звучит песенка из мультфильма о Вини Пухе)
– Я к вам пришла не одна. Послушайте песенку и скажите кто же это.
– Это Винни Пух. Он пришёл к вам поиграть и познакомить вас с новым звуком речи.
II. Сообщение темы занятия.
– Но сначала мы вспомним, что такое звуки речи.
– Аня, выбери нужные картинки. (1 ребёнок выходит и отбирает)
– А ты расскажи, Ванечка, что такое звуки речи. (2 ребёнок – рассказывает)
– Теперь повторим вместе:
Звуки речи мы слышим, произносим, но не видим.
– Ребята, Винни Пух интересуется, кто живёт в этом замке? (Звуки речи)
Дети подходят к столу.
– А какие звуки речи? (а-у-о)
– Как мы называем звуки, при произнесении которых воздух не встречает преграды? (гласные)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным )
– Винни Пух пригласил с собой друга…. (♪ песенка )
– Это Ослик!
– А зовут его? (-ИА)
– Какой первый звук вы произносили.? (– Звук и).
Логопед предлагает детям самим догадаться:
– С каким звуком сегодня будем знакомиться?
(– Звуком и).
III. Ход занятия
1. Характеристика звука и по артикуляционным и акустическим признакам
Логопед выставляет картинку – куколку символ звука [и].
– Вот он звук И.
– Давайте пропоём!
– Мешает ли что-нибудь воздуху свободно выходить из ротика, когда мы произносим звук [и]?
Логопед выкладывает на столе карточки-символы органов артикуляции, участвующих в звукопроизношении (губу, зубы, язык)
– Может быть, мешают губки? (– Нет)
– Что делают губы, когда я произношу звук [и]? (улыбаются)
– Может быть, мешают зубки? (– Нет, ротик приоткрыт)
– Может быть, мешает язычок? (– Нет, язык спокойно лежит внизу)
Ничего не мешает. Мы можем звук петь, тянуть. Это звук гласный.
Логопед убирает все карточки со стола.
– Где разместим гласный звук [и]?
(показывается окошко в Красном замке)
2. Работа с изолированным звуком [и].
2.1 Формирование просодических компонентов речи (на примере звука [и])
Винни Пух и Ослик ИА предлагают нам поиграть со звуком [и] и выполнить их задания. Они будут наблюдать за тем, как вы справляетесь.
– Произнесите звук [и]:
длительно (и-и-и-и-и-и-и-и-…).
кратко (и)
тихо
громко
– Молодцы! А теперь следующая игра.
2.2. Развитие фонематического слуха
Игра «Подними флажок-символ», услышав звук [и].
Логопед за экраном произносит ряд гласных звуков.
а-у-и-о-у-э-а-и-у-о…
3. Работа со звуком [и] в слогах
– А теперь поднимите флажок тогда, когда услышите слог со звуком И:
Логопед за экраном произносит ряд слогов.
- ап-уп-ип-оп
- ук-ок-ик-ок
- он-ан-ун-ин
- ва-во-ву-ви
- ту-ти-та-ти
- му-ма-ми-ми
4. Работа со звуком [и] в словах
Логопед с детьми переходят к следующему столу, на котором лежат карточки и медальоны с символами гласных звуков.
4.1. Звуковой анализ
– Ребята, Ослик приготовил для каждого из вас задание (карточки с картинками) Логопед выдаёт детям карточки с учётом этапа работы над коррекцией звукопроизношения. Приложение 6
– Назовите картинки.
– Какая картинка лишняя, почему?
Дети называют свои картинки.
(– У меня: аптека, ухо, утка, утюг. Лишняя картинка аптека, т.к в начале слова слышим звук [а])
– Надень медальон со символом звука [а].
- автомат, антенна, Айболит, осы;
- обувь, овцы, ослик, индюк;
- ива, индеец, индюк, улитка;
- аптека, утка, утюг, ухо
Дети надевают медальоны с символами гласных звуков ([и], [а], [о,] [у]).
IV. Физкультминутка.
Игра «Живые звуки»
– Ребята, вы уже знаете, что гласные звуки очень любят петь.
Звучит (♪ песенка звуков)
– А теперь вы будите звуками
Логопед надевает на детей красные шапочки гласных звуков. Дети выходят и встают перед столом. Логопед на полу раскладывает карточки с цифрами от 1 до 4.
а-и и-о о- и-а-у
– Повторите.
– Какой 1-й звук? 2-й?...
– Сколько звуков я произнесла?
– А теперь выйдут те звуки, которые вы слышали в песенке.
Дети выходят и встают на карточки с цифрами.
– Что нужно сделать, чтобы получилась песенка (И-А)? …
4.2. Определение позиции звука [и] в словах.
♪ Звучит паровозный гудок
– Наше путешествие продолжается.
Игра «Поезд»
Дети за логопедом перемещаются к следующему столу
– В этот поезд нужно разместить картинки, которые лежат на столе
– Назови картинку, определи место звука И в слове:
Ребёнок выбирает картинку, называет её, определяет место звука [и] в слове и помещает картинку в нужный вагон
ива | мухи |
индюк | туфли |
5. Многозначность существительного «иголки» «Сюрприз»
– Посмотрите, какой сюрприз нам приготовили Вини Пух и Ослик Иа:
Демонстрируется предметы из коробки.
(игольница с иглами, швейная машинка, ёлочка, ёжик)
– Что это? (Это иголки)
– Кому нужны эти иголки? (швее, они нужны для шитья)
– Это иголки. Чьи это иголки? (еловые иглы)
– И это иголки. Чьи это иголки? (ежиные иглы)
Они служат для защиты от хищников.
– Одинаково звучат эти слова? – Да
– А предметы, называются какие? – разные.
– Вот с каким интересным словом мы познакомились!
6. Работа со звуком [и] в предложениях (образование мн.ч. существительных)
– Наше путешествие приближается к концу. Пора возвращаться к Винни Пуху и Ослику Иа. А отправимся мы на нашем поезде.
– Вот вам билеты.
Логопед раздаёт карточки.
– Возьмите карточку, переверните и составьте предложение про девочку Инну и мальчика Ивана.
У Инны | мак | , а у Ивана | маки |
паук | пауки | ||
петух | петухи | ||
улитка | улитки |
♪ Звучит паровозный гудок
Дети составляют предложения и отправляются вместе с логопедом к столу с Винни Пухом и Осликом Иа.
V. Итог занятия
– С каким звуком мы знакомились? – И
– Какой это звук? (гласный)
– Вспомните слова со звуком [и]
– Молодцы! А это вам подарки от Винни Пуха и Ослика Иа.
Логопед выставляет подарочную коробку и раздает детям призы.