Урок по теме "Организм человека и охрана здоровья"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об организме человека;
  • развивать  умения сравнивать, обобщать учебную  информацию, воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать желание заниматься спортом, прививать гигиенические навыки.

Учебные материалы:

Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (авт. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, ч.2); рабочая тетрадь №2 (авт. О.Т. Поглазова); карточки с пищеварительной, кровеносной, дыхательной системами; карточки с игрой «Найди лишнее», «Узнай по описанию», тестовые задания  «Окружающий мир » 3 класс (авт. О.Т. Поглазова)
Презентация, экран, проектор.

ХОД  УРОКА

I. Организация класса

II. Сообщение темы и цели урока

Разгадывание кроссворда

Учитель: Проведём разминку. Разгадаем кроссворд, и ключевое слово подскажет  тему  нашего урока.

1. Орган, где пища перетирается,  смачивается, перемешивается, превращаясь в кашицу, удобную для глотания (рот).
2. Орган кровообращения (сердце).
3. Орган зрения (глаз).
4. Орган осязания (кожа).
5. Орган обоняния (нос).
6. Органы дыхания (лёгкие).
7. Центральный отдел нервной системы человека (мозг).
8. Что помогает вам бегать, прыгать, жевать, говорить, улыбаться? (мышцы).

Учитель: Прочитаем ключевое слово (ОРГАНИЗМ). Сегодня у нас обобщающий урок.

– Тема нашего обобщающего урока: «Организм человека и охрана его здоровья».

III. Проверка домашнего задания

– Дома вы должны были подготовить пересказ о самом главном и важном по  большой теме нашего урока. (Пересказ детей).

Человек,  как и всякий живой организм, состоит из огромного числа различных клеток. Каждая клетка выполняет свою важную работу. Одни клетки думают, другие обеспечивают организм кислородом, третьи помогают ему двигаться, четвёртые очищают от ненужных веществ. Множество одинаковых клеток образуют органы: сердце, лёгкие, почки, печень, кишечник, мозг, желудок. Органы, объединяясь для выполнения задач жизнедеятельности организма, образуют системы, например: дыхательную, систему кровообращения, пищеварительную систему.

Главный командир в организме – мозг, который отдаёт распоряжение всем органам с помощью нервных волокон, которые пронизывают весь организм. У «главнокомандующего» есть свои разведчики – это органы чувств, с помощью которых мозг узнаёт многое об окружающем мире.

– Отгадайте, о каких органах чувств идёт речь?

Видят целый свет,
А друг друга нет. (Глаза)

Между двух светил
Посредине один. (Нос)

У одной головы два братца
По разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят. (Уши)

Единственный орган вкуса. (Язык)

– Какой ещё орган чувств не назвали? (Кожа)

Органы чувств сигнализируют об изменениях температуры, давления, влажности воздуха, о цвете, форме, размерах предмета, движутся ли они? И о многом другом.

Учитель читает слова Белинского:

Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод.

Белинский

IV. Обобщение изученного материала

– Как вы уже сказали, органы объединяясь для выполнения задач жизнедеятельности человека, образуют системы.

– Какие системы вы видите на рисунках.

(Пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы).

1. Самостоятельная работа

– Подпишите на рисунке какие органы входят в какую систему.

2. Работа в парах

А) Игра «Найди лишнее» (1 ряд)

1. Глаза, нос, сердце.
2. Легкие, желудок, носоглотка.
3. Пищевод, кровь, желудок.

«Узнай по описанию»

  • Это мускулистая трубка около 20 см, продвигающая по себе пищу. (Пищевод)
  • Этот орган уничтожает микробы, обезвреживает яды. (Печень)

Б) Игра «Найди лишнее» (2 ряд)

1. Глаза, артерия, сердце.
2. Бронхи, почки, носоглотка.
3. Почки, череп, ребра.

«Узнай по описанию»

  • Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его. (Легкие)
  • Главный командный пункт организма. (Мозг)

В) Игра «Найди лишнее» (3 ряд)

1. Нерв, мозг, сустав.
2. Желудок, пищевод, легкие.
3. Нос, легкие, кишечник.

«Узнай по описанию»

  • Это мышечный насос. В минуту делает в среднем 70 ударов. (Сердце)
  • Они выполняют основную работу по очистке крови. (Почки)

– Как называется система, которая управляет работой всех органов?
Согласованной работой всех органов управляет нервная система. На теле человека расположено около 13 миллионов нервных клеток.

– Послушайте стихотворение. Прав ли герой этого стихотворения.

Я ненавижу слово спать!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час»
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час!
Хоть в два! В четыре!
Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!)
Всю ночь совсем не спать!

Организму обязательно нужно отдохнуть, восстановить силы, затраченные днем. Не выспавшись, вы будете чувствовать себя вялым, разбитым, капризным. Глубокий, полноценный сон необходим человеку, так как обеспечивает нервным клеткам головного мозга отдых. Это способствует правильному росту и развитию организма в целом, создает у человека чувство бодрости и повышает работоспособность. 

– К нам на урок пришел доктор, который ознакомит нас с правилами, как беречь нервную систему и организм человека в целом.

Доктор:

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым
Дать совет я вам готов,
Как прожить без докторов.
Есть вам надо помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны
Кашу утром, суп в обед,
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься
Умываться, закаляться
И почаще улыбаться.

  • Необходимо высыпаться, потому что уставший мозг очень плохо работает.
  • Регулярно и полноценно питаться.
  • Старайтесь не раздражаться.
  • Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.
  • Внимательно выслушивайте собеседника.
  • Кто не умеет внимательно слушать, тот не может хорошо учиться и мозг его не получает достаточной тренировки.
  • Читайте много хороших книг.
  • Живите в дружбе со своими братьями и сестрами.
  • Если у вас что-то беспокоит, болит, скажите об этом родителям или учителю.

Знайте!
Нельзя принимать лекарства без разрешения родителей или врача.

Физминутка

Учитель.

Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?

(Дети молчат)

Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Ну а кто начнет обед
С жвачкой импортной, с конфетой?

(Дети молчат)

Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто поел – и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?

(Дети молчат)

Учитель.

Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто, хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Органы чувств – это разведчики мозга, с помощью органов чувств мозг узнает много нового интересного об окружающем мире.

Органы чувств необходимо беречь.

Как? Вспомним:

В давние времена русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали…
Узнаем разгадав кроссворд.

Читаем слово – мыльня – старинное слово, в наше время – это баня.

Наши предки в давние времена лечились народными средствами. Это были растения, которые мы называем лекарственными. Людей, знавших лекарственные растения и умевших изготавливать из них лекарства называли знахарями.

К нам на урок пришел знахарь. Отгадаем загадки и послушаем его советы.

Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него собираем,
Полезных плодов для себя мы нарвём.

(Отвар из шиповника богат витаминами).

Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина, витаминное средство от простуды).

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

(Рябина или калина – витаминное средство от простуды).

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Желудь. Его отваром полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен).

Запомни еще несколько советов.

  • При гриппе ежедневно надо съедать по 2 – 3 зубчика чеснока.
  • При насморке сок свеклы закапывают в нос.
  • Можно лечиться мёдом. Мёд очень полезен. Он используется в смесях с другими продуктами. Например: медово – малиновая вода (при простуде), медово – лимонная кашка (при лечении заболеваний горла).

Много трав растет полезных
В нашем крае Краснодарском
Могут справиться с болезнью
Мята, липа, зверобой
Кора дуба, подорожник.
Мать – и – мачеха, шалфей
И калина, и ромашка,
И шиповника плоды.

Закрепим знания, выполнив тест в тетради «Тестовые задания», на с. 73-78.

V. Итог урока

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должна прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровую, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

– Что нужно знать и выполнять, чтобы быть здоровым человеком? (Закаливание, заниматься физическими упражнениями, спортом, правильное питание, соблюдать режим дня).

Использованная литература:

  1. Окружающий мир: учебник для 3 класса. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. Рабочая тетрадь №2, окружающий мир. О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Тестовые задания, окружающий мир. О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  4. Диск, окружающий мир, поурочные планы по учебникам: окружающий мир: учебник для 3 класса О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. Изд.: «Учитель», разработка, издание, 2010.