"Звук [ж], буква Ж, ж"

Разделы: Начальная школа


Материал могут использовать учителя начальных классов, работающих по учебникам В.Г.Горецкого и др. “Русская азбука” по образовательной программе “Школа России”.

Содержание урока способствует развитию интереса у учению формирования у младших школьников целостной картины мира.

Отбор материала строится на принципе доступности и научности. Внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным сторонам родного языка – фонетической, графической, лексической, грамматико-орфографической.

Цели урока: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквой “Жж”; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги, буквы вырезанные из наждачной бумаги, сигнальные карточки (красная и синяя).

Ход урока

I. Мобилизирующая часть урока. Постановка целей и задач урока.

II. Повторение пройденного.

Звук [ш], буква Ш ш.

Скороговорка.

Слышен шорох в камышах.
От него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат.

– Назовите слова, в которых есть звук [ш].

Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь – не спишь”.
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.

– Расскажите, что вы знаете о звуке [ш].

Правило:

Ши – пиши с буквой и.

III. Звук [ж], буква Ж ж.

  1. Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)
  1. Загадка:

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (снежинка)

Составьте звуковую модель и схему слова снежинки

Фонетический анализ слова.

Правило:

Жи пиши с буквой и

1. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж] в словах:

Кошка, ножницы, цапля, лыжи, гаражи, чемодан, щетка, замок, ёжик, лиса, мышь, волк, жук, крыша, уж.

Вывод: (наблюдая за произнесением звука [ж] в разных словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ж] звонкий и всегда твёрдый).

IV. Физкультминутка. Игра “Делай, как я!

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Поиграйте, поиграйте.
Встаньте на носок, на пяткау, поскачите – как в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

(Дети выполняют только движения, которые соответствуют данному слову).

V. Вернёмся к нашим снежинкам. К слову снежинка подберите родственные слова (снежок, снежная, снеговик, заснежило).

– В названии какой сказки есть слово снежная?

– Кто напомнит, о чём эта сказка?

– Чем занимался Кай в холодном царстве?

Что может отогреть сердце Кая? (Для этого нужно растопить льдинки в его сердце).

Вот эти снежинки: (вывешиваются снежинки на доску).

жа жо же жи жу

Чтение слогов – слияний и слов (запись на доске)

Жа – жара, жадина, жаба

Жу – жук, журнал

Же – желание, железо

Жо – жонглёр, жокей (наездник)

Жи – жизнь, жир, животное.

VI. Работа с наждачной буквой (у всех на партах, на доске).

  1. Ощупывание буквы в направлении письма.
  2. Жж – эта буква широка и похожа на жука.
    – На что ещё похожа буква Ж?
    (Ответы детей)

  3. Написание буквы Ж ж на доске водой (печатание).

VII. Работа в тетради (печатание букв и слогов).

Ш ш, Ж ж, Жа, Жо, Жи, Же.

VIII. Работа с кассой.

  1. Составить слова: жить, жук, жатва, мыши, стрижи.
  2. Списать слова в тетрадь (напечатать), подчеркнуть сочетание жи в словах.
  3. Анализ предложения и запись его в тетрадь по печатанию.

ТИХО ПАДАЛИ СНЕЖИНКИ.

IX. Обобщение.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие слова со звуками [ш], [ж] вы запомнили?

– Что вы о них знаете?

– Какие задания вызвали затруднение?

– А сейчас если вам урок понравился поднимите красную карточку, если нет – синюю.