Материал могут использовать учителя начальных классов, работающих по учебникам В.Г.Горецкого и др. “Русская азбука” по образовательной программе “Школа России”.
Содержание урока способствует развитию интереса у учению формирования у младших школьников целостной картины мира.
Отбор материала строится на принципе доступности и научности. Внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным сторонам родного языка – фонетической, графической, лексической, грамматико-орфографической.
Цели урока: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквой “Жж”; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги, буквы вырезанные из наждачной бумаги, сигнальные карточки (красная и синяя).
Ход урока
I. Мобилизирующая часть урока. Постановка целей и задач урока.
II. Повторение пройденного.
Звук [ш], буква Ш ш.
Скороговорка.
Слышен шорох в камышах.
От него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат.
– Назовите слова, в которых есть звук [ш].
Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь – не спишь”.
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.
– Расскажите, что вы знаете о звуке [ш].
Правило:
Ши – пиши с буквой и.
III. Звук [ж], буква Ж ж.
- Загадка:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (снежинка)
Составьте звуковую модель и схему слова снежинки
Фонетический анализ слова.
Правило:
Жи пиши с буквой и
1. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж] в словах:
Кошка, ножницы, цапля, лыжи, гаражи, чемодан, щетка, замок, ёжик, лиса, мышь, волк, жук, крыша, уж.
Вывод: (наблюдая за произнесением звука [ж] в разных словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ж] звонкий и всегда твёрдый).
IV. Физкультминутка. Игра “Делай, как я!
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Поиграйте, поиграйте.
Встаньте на носок, на пяткау, поскачите – как в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
(Дети выполняют только движения, которые соответствуют данному слову).
V. Вернёмся к нашим снежинкам. К слову снежинка подберите родственные слова (снежок, снежная, снеговик, заснежило).
– В названии какой сказки есть слово снежная?
– Кто напомнит, о чём эта сказка?
– Чем занимался Кай в холодном царстве?
Что может отогреть сердце Кая? (Для этого нужно растопить льдинки в его сердце).
Вот эти снежинки: (вывешиваются снежинки на доску).
жа жо же жи жу
Чтение слогов – слияний и слов (запись на доске)
Жа – жара, жадина, жаба
Жу – жук, журнал
Же – желание, железо
Жо – жонглёр, жокей (наездник)
Жи – жизнь, жир, животное.
VI. Работа с наждачной буквой (у всех на партах, на доске).
Жж – эта буква широка и похожа на жука.
– На что ещё похожа буква Ж?
(Ответы детей)
VII. Работа в тетради (печатание букв и слогов).
Ш ш, Ж ж, Жа, Жо, Жи, Же.
VIII. Работа с кассой.
ТИХО ПАДАЛИ СНЕЖИНКИ.
IX. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие слова со звуками [ш], [ж] вы запомнили?
– Что вы о них знаете?
– Какие задания вызвали затруднение?
– А сейчас если вам урок понравился поднимите красную карточку, если нет – синюю.