Классный час. Формирование жизненных навыков у школьников

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели урока:

  1. Развивать умения анализировать свои внешние и внутренние качества; формировать адекватную самооценку.
  2. Воспитывать умения слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.
  3. Помочь сделать правильный выбор жизненно необходимых привычек (навыков).

Подготовительная работа к классному часу:

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Создание презентации “Сопротивление негативному”.

Ход проведения мероприятия

I. Слово учителя

Кто я? Какой я? Почему я такой? И как поступить? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и жизни в целом.

Тема нашего классного часа “Формирование жизненных навыков”. Давайте не спеша и обстоятельно разберем, какие из жизненных навыков, а, наверное, точнее, какие привычки можно сформировать, позаимствовать, а от каких лучше отказаться сразу.

Привычка – вторая натура. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранными, организованными и готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.

Если мы начали говорить о полезном, то давайте сразу возьмем на вооружение концепцию позитивного общения.

Давайте послушаем выступление девочек, что входит в эту концепцию?

II. Концепция позитивного общения

А) Немного о правилах хорошего тона (выступление учащегося)

Давно известно, что наши слова обладают творческой силой – такой же, как и мысли, формирующие наше сознание. Поскольку мы всегда делимся своими мыслями с окружающими, мы должны знать, что можем позволить себе при этом только позитивные мысли.

Когда вы плохо себя чувствуете, старайтесь не жаловаться. Часто жалуясь на свои недуги, вы становитесь для людей символом болезни. Однако жалобы на здоровье или на жизнь влияют не только на слушателей. Постоянно жалуясь, вы ухудшаете и свое состояние, настраивая свое подсознание на болезнь.

Б) Хорошее отношение к жизни (выступление учащегося)

Все хотят иметь дело с людьми, обладающими здоровыми, позитивными взглядами на жизнь. Такое отношение к жизни передается и другим. Старайтесь вести беседы о вещах вдохновляющих, возвышающих. Дайте понять своему собеседнику, что вы человек жизнерадостный, и посмотрите, какой будет реакция с его стороны. Даже если вам не по себе, делайте вид, что все хорошо. Так вы не только поднимете настроение окружающим, но и улучшите собственное самочувствие.

Концепция позитивного общения включает в себя и умение хранить чужие секреты. Учитесь говорить только то, что можно повторить в другом месте. Вскоре вы обнаружите, что ваши реплики будут состоять только из позитивных, конструктивных, оптимистичных замечаний.

Вопросы после выступления

  1. Что вы запомнили из этой концепции?
  2. Что вы возьмете себе на вооружение?

III. Мини-тест “Как к вам относятся окружающие?” [2]

Мы в своем классе провели мини-тест “Как к вам относятся окружающие?”. С результатом своих исследований вас познакомит Новикова Лилия.

Анализ анкетирования учащихся.

После своего выступления она раздает памятки “Отношение к собеседнику”.

Памятка – отношение к собеседнику

  1. Проявляйте больше уважения к мнению собеседника. Никогда не говорите человеку, что он неправ
  2. Если вы не правы, признайте это
  3. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона
  4. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник
  5. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника

IV. Рассказ о конфликте

Но, к сожалению, в нашей жизни есть место и негативным моментам, таким как конфликт.

Выступление III ведущей

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация.

В любой конфликтной ситуации необходимо прежде всего сориентироваться. Что это значит? Присмотреться, прислушаться и осмыслить происходящее. Определить подлинную проблему: в чем ее суть? Отказаться от установки “Победа любой ценой, только победа!”. Продумать несколько возможных решений. Оценить их и выбрать лучшее. Помнить: лучший способ разрешения конфликта тот, когда выигрывают обе стороны.

Сейчас мы хотим предложить вашему вниманию некоторые сценки, после чего мы их обсудим.

V. Сценки из сказок (конфликтные ситуации)

Давайте мы посмотрим русскую народную сказку “Два козлика” (инсценирование сказки)

Сценка №1

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой – черный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чем друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенным через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

– Уступи мне дорогу, – сказал белый козлик.

– Вот ещё, какой важный барин, – ответил чёрный козлик.

– Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

– Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

– Ни за что! – кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

Вопросы:

  1. Можно ли назвать ситуацию с козликами конфликтной ситуацией?
  2. Как бы вы поступили на месте козликов?

Выступление учащихся после обсуждения сценки

Терпимее друг другу нужно быть, добрее!

1 уч. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

2 уч. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

3 уч. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

4 уч. Ведь каждый из нас индивидуальность

И в этом конечно есть уникальность!

Сценка №2

Мама: “Сынок, сходи за хлебом”.

Сын: “Что? Опять я? Что, кроме меня некому?”

Обсуждение сценки №2.

VI. Игра “Найти человека”

Хотим предложить вашему вниманию игру “Найти человека”. Эта игра поможет вам проверить себя, хорошо ли вы знаете своих друзей, одноклассников.

Игра проводится в коллективе для более близкого знакомства и познания друг друга.

Для этой игры организаторам необходимо подготовить карточки – задания по числу участников. Карточка состоит из 5-7 заданий. Начало у всех карточек одинаковое: Найти человека, который мог бы…, а вот дальше идут задания из разных областей знаний и умений.

Например: среди играющих найти человека, который мог бы

а) подобрать музыку для дискотеки;
б) назвать 3 страны с материка Африки;
в) сделать массаж;
г) связать крючком салфетку; и т.д.

Лучше, если в разных карточках задания не будут повторяться.

Все игроки берут ручки или карандаши. Ведущий раздает всем карточки, но никто их не читает.

Внимание! Начали!

Игроки открывают карточки и начинают искать нужных себе людей. Найдя человека, они записывают рядом с заданием его фамилию и продолжают поиск.

Побеждает тот, кто найдет необходимое количество нужных себе людей.

VII. Что такое стресс? Как с ним бороться?

Ребята, ученые все чаще говорят о стрессе и стрессовых ситуациях. Стресс – реакция организма, нарушающая его равновесие. А можно ли извлечь пользу от стресса? С этим нас сейчас ознакомит Воронков Олег.

Выступление Олега о стрессе.

Стресс – реакция организма, нарушающая его равновесие. Говоря о методах управления стрессом, полезно думать о позитивных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Когда человеку удается реализовать эту способность на практике, он преодолевает самое большое препятствие на пути приобретения устойчивости к стрессу. Научившись контролировать неприятные ситуации, мы превращаем их в ценный жизненный опыт.

Таким образом, наш выбор заключается в следующем: позволите ли вы событиям одержать над вами верх или будете сами контролировать их. На одну и ту же ситуацию разные люди могут реагировать по-разному. Следовательно, разовьется стресс или нет, зависит только от самого человека. Поэтому, один из методов управления стрессом – это управление собой в стрессе. Чтобы иметь возможность управлять собой, важно решиться взять ответственность на себя за все, что с тобой происходит. А это значит, отказаться от приятной возможности обвинять в сложившейся ситуации внешние обстоятельства, и выйти из образа достойной сострадания жертвы.

VIII. Презентация “Сопротивление негативному”

Ребята, мы постарались вместе разобраться в конфликтных ситуациях, понять, как бороться со стрессом, сделали вывод из концепции позитивного общения, из тестов узнали много о себе и об отношении к нам окружающих, дали описание качеств человека с проекцией на себя. Это все были положительные, позитивные моменты. Но в самом начале мы говорили, что есть и вредные привычки. И здесь самое главное – уметь защитить себя от них, уметь сопротивляться негативному. Предлагаем вашему вниманию небольшую презентацию “Сопротивление негативному”. Приложение 1.

IX. Критерии здорового образа жизни

С негативными моментами разобрались. Теперь давайте продолжим “разбор” здорового образа жизни. Выступает учащийся.

Важные критерии здорового образа жизни школьника

В наше тяжелое время забота о физическом состоянии человека приобретает все большую актуальность. Плохая экология, некачественные продукты питания, в которых содержится одна лишь химия, со временем окажут свое действие на здоровье человека. Именно поэтому, необходимо рано приучать себя к здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи.

 Почему в это время? Как раз в школьные годы, начинает формироваться ваш образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно. Здоровый образ жизни школьника – это основа не только крепкого здоровья, но и его умственной активности, и хорошего самочувствия. Что же представляет собой, этот здоровый образ жизни? А представляет он следующее – правильное питание, соблюдение режима дня, физическую активность, отказ от вредных привычек. Все это – критерии здорового образа жизни, соблюдая которые, вы сохраните свое здоровье на долгие годы.

 Но прежде чем разобрать по полочкам критерии здорового образа жизни, давайте сначала поговорим о негативных моментах, которые будут влиять на здоровье школьника. Речь идет о двух вещах технического прогресса – телевизоре и компьютере. Подобная техника сейчас есть практически у каждого второго в доме. Компьютер может не у всех, а вот телевизор точно. В чем же их вред? Начнем с компьютера...

 "Благодаря" компьютеру поддерживать здоровый образ жизни школьника будет очень тяжело. Причина кроется в создании компьютерной зависимости, которая будет развиваться с течением времени. И чем больше времени школьник проводит за ним, тем эта зависимость больше. Причем компьютерная зависимость это не единственный вред! Еще обязательно будут проблемы со зрением и позвоночником.

Что касается телевизора, то здесь тоже ничего хорошего – проблемы с лишним весом и глазами вам обеспечены. Таким образом, необходимо оградить школьника от чрезмерного влияния компьютера и телевизора. Запрещать полностью не нужно, так как это может привести к нежелательным последствиям, а вот ограничить время проведения у компьютера и телевизора, стоит. Так сказать, небольшие перерывы.  

С негативными моментами разобрались. Ну, а теперь, давайте продолжим "разбор" здорового образа жизни.

Критерии здорового образа жизни

1) Режим дня. Четко составленный распорядок дня, поможет вам не только все успевать, но и приучить свой организм к правильной работе и восстановлению в течение дня. Режим дня индивидуален для каждого человека! Он поможет вести здоровый образ жизни школьника, который обязательно скажется на общем состоянии организма.

2) Питание В школьный период у подростков наблюдается сложная гормональная перестройка организма и процесс роста. Рацион школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. Питание поможет довольно серьезно "разнообразить" здоровый образ жизни школьника. Чтобы у него не возникало проблем из-за неправильного питания, нужно составить рацион питания таким образом:

Завтрак – 25%
Обед – 35-40%
Полдник – 10-15%
Ужин – 25%

В течение дня должна приниматься пища, содержащая и белки, и жиры, и углеводы. Также не стоит забывать и о приеме витаминов, которые помогут укрепить иммунитет.

3) Физическая активность Необходимо всегда вести подвижный образ жизни, сочетая его с физическими упражнениями. Главное не перегрузить организм.

4) Отказ от вредных привычек. Отказ от курения и алкоголя, точнее полный запрет позволит сохранить здоровье на много лет. Ведь именно вредные привычки сильно влияют на здоровый образ жизни современного школьника. Слишком раннее стремление стать взрослыми обязательно станет в будущем огромной проблемой.

Здоровый образ жизни соблюдать, конечно, тяжело, проще все то, что негативно влияет на здоровье. Плохое делать всегда легче, чем хорошее. Но всегда стоит думать о будущем своего здоровья. Только от самого человека зависит, каким оно будет, и только мы сами, сможем его изменить! Главное захотеть и сделать это!

X. Заключение. Слово учителя.

Я надеюсь, что наш классный час помог вам. Кого-то он заставил задуматься, кто-то согласился с нашим мнением и теперь будет вести работу над собой в заданном направлении, кто-то начнет делать первые робкие попытки сближения с окружающими людьми, познавать себя. В любом случае – выбор за вами! В заключении позвольте вам напомнить, что мы должны выбрать для себя самые лучшие жизненные навыки. А это… (дальше идет демонстрация на доске) Приложение 1 (27 слайд презентации).

Вот на такой ноте хотелось бы закончить наше мероприятие. Спасибо всем за внимание! Спасибо, что пришли к нам!

Список использованной литературы

  1. Енин А.В., Кириченков Г.А. Сборник развивающих игр для детей любого возраста и интересов. – Воронеж. – 1994 г. – 62 с.
  2. Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 5-7 классах. – Ростов – на – Дону, “Феникс”, 2008. – 317 с.

Презентация