Урок географии "Исследование народов Африки"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (52 МБ)


Цели и задачи.

  1. Сформировать представление учащихся о разнообразии народов Африки.
  2. Развивать умения использовать различные источники географической информации.
  3. Воспитывать толерантность к другим народам и культурам.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ноутбук, настенная физическая карта полушарий, настенная контурная карта мира, Большой географический атлас школьники, Географический атлас мира (один на парту), тест и бланк с вопросами для работы на уроке каждому ученику.

Ход урока

(длительность урока 45 минут)

I. (Слайд 1) Организационный момент (2 минуты). Объявление темы урока.

II. (Слайд 2) Повторение (5 минут). Урок начитается с повторения географической карты Африки. Учитель открывает гиперссылку Мировая физическая карта.exe.

1. Учитель работает со всем классом. На интерактивной доске, на электронной физической карте он подписывает 5 (пять) географических объектов Африки: 1. Горы Атлас, 2. Драконовы горы, 3. Водопад Виктория, 4. Полуостров Сосали, 5. Вулкан Килиманджаро, ученики записывают их в тетрадь. Затем учащиеся обмениваются работами и проверяют друг друга работы и выставляют оценки (за пять правильных ответов 5, за четыре – 4 и т.д.)

2. Два учащихся в это время работают у настенной карты, задавая друг другу вопросы, и оценивая друг друга.

III. (Слайд 3) Изучение нового материала (20 минут). Учитель объявляет план урока. Вовремя объяснения учащиеся работают на бланке ответов по плану.

План урока

  1. Расы и народы Африки.
  2. Плотность населения Африки.
  3. Религиозный состав Африки.
  4. Размещение народов и численность населения Африки.
  5. Рабство и колонизация на Африканском континенте.

(Слайд 4) Бланк ответов учащихся (вопросы к уроку)

Исследование народов Африки

Фамилия ___ Имя ___ Дата ___

  1. Есть ли различия между черными и белыми людьми (найдите внешние и внутренние различия)?
  2. В кого верят народы Африки?
  3. Какие религии распространены на Африканском континенте?
  4. Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки?
  5. Какие народы проживают в Африке. Какие условия жизни и традиции у этих народов?

(Слайд 5) Повторение темы: Расы. Учащиеся анализируют внешние различия рас.

(Слайд 6) Учащиеся работают с атласом: Большой географический атлас школьника. Стр. 40. Карта Расовый состав населения. Отвечают на вопрос: Каков расовый состав Африки и как они распространены на континенте. Каковы причина такого распространения? Учитель включат диктора (записанного в презентации), учащиеся слушают о прародине первого человека.

(Слайд 7) Плотность и размещение населения в Африке учащиеся изучают по Большому географическому атласу школьника. Стр.38.

Изучая карту плотности населения Африки, учащиеся отвечают на вопрос: Какова плотность населения Африки, каковы причины неравномерного заселения территории?

(Слайд 8) На следующем этапе учащиеся изучают религиозный состав Африки. Отвечают на вопрос: Какие религии исповедуют африканские народы. Большой географический атлас школьника. Стр.41.

(Слайд 9) Колонизация Африки. Учащиеся знакомятся с колониальным прошлым Африканских народов. Географический атлас мира. Стр. 6. Отвечают на вопрос: Каким странам принадлежали африканские территории, и как это повлияло на развитие этих народов?

(Слайд 10) Учащиеся слушают диктора и отвечают на вопрос: Почему африканские народы отстают в своем развитии от народов Европы?

(Слайд 11) Учитель сообщает об особенностях народонаселения африканского континента их занятиях: - В Африке проживает более 500 народов, относящихся к 16 различным языковым семья.

(Слайд 12) На слайде представлена карта народов Африки. Диктор сообщает об особенностях этих народов, о количестве жителей на африканском континенте, о расселении народов на материке.

(Слайд 13) Народы Западной Африки. На слайде появляется карта народов Западной Африки, и диктор сообщает, какие народы проживают в этой части материка и чем они занимаются. Учащиеся записывают названия народов в тетрадь.

(Слайд 14) Народы Северной Африки. Учащиеся изучают карту, представленную на слайде. Знакомятся с народами Северной Африки – это Семитские народы, которые относятся к европеоидной расе: арабы, берберы, туареги. Часть арабов, до сих пор кочует со стадами верблюдов по Сахаре. Их называют – бедуины

(Слайд 15) Народы Восточной Африки. По этому слайду учащиеся изучают кушитские народы. Кушитские народы образовались в результате смешения европеоидной и экваториальной рас. Это Народы: эфиопы, амхара, сомали.

(Слайд 16) Народы Южной и Центральной Африки. На этом слайде учащиеся знакомятся с народами банту - Бушмены, Готтентоты, Буры, Зулусы. Банту – это самая многочисленная группа африканских народов. Они населяют южную половину материка.

(Слайд 17 -18) Слайд 17 и 18 знакомит учащихся с самыми высокими и самыми низкими людьми, не только африканского континента, но и мира. На слайде 17 диктор сообщает об особенностях этих народов.

(Слайд 19) Слайд 19 знакомит учащихся с Нилотскими племени. Многие традиции мир унаследовал именно от африканских народов, в том числе и эту: После замужества женщины племени мурси разрезают нижнюю губу и вставляют туда специальную пластинку. Это может быть мочка уха.

(Слайд 20) На слайде 20 представлены вопросы к фильму, после просмотра которого учащиеся должны на них ответить.

(Слайд 21) Демонстрация фильма “Народы Африки” (9 минут), который составлен автором презентации. В фильме используются сюжеты Первого телевизионного канала и канала Пятерочка, программы: “Их нравы”, “Моя планета”, а также фрагменты видеофильмов серии Золотой глобус: “Кения”, “ЮАР”.

Учащиеся смотрят фильм о народах Африки их культуре, занятиях. Все увиденные и услышанные данные обрабатываются учащимися. Ученики на основе полученных данных отвечают на вопросы в бланке.

IV. (Слайд 22) Закрепление материала (7 минут). На слайде 22 опять появляются вопросы. Совместно с учителем учащиеся на них отвечают. Учитель делает акцент на при ответе на главный вопрос, который был поставлен ещё в начале урока: - Есть ли различия между черными и белыми людьми? И повторяет слова ведущего программы "моя планета".

V. (Слайд 23) Домашнее задание по учебнику (2 минуты) В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева География материков и океанов. §30. Составьте презентацию об одной из стран Африки.

(Слайд 24, 25) Список используемых ресурсов.