Цели:
- Показать роль памяти и ума в понимании окружающего мира.
- Развивать умения мысленно воспроизводить образ подобного предмета, явления.
- Прививать желание и стремление к расширению своих познаний окружающего мира.
Оборудование:
- учебник и рабочая тетрадь «Я и мир вокруг» А.А.Вахрушева, О.В. Бурского 1 класс;
- плакат человека без органов чувств, картинки с органами чувств, карточки (ум, память);
- аудиозапись для опыта и физкультурной минутки;
- мячики, витамины, пазлы, фотографии с праздника;
- светофоры (для проверки), картинки (цветок, корова);
- стакан с водой и карандаш.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Твои помощники – органы чувств.)
- В чем помогают нам органы чувств? (Помогают нам узнавать окружающий мир.)
- Проверим, как хорошо работают наши органы чувств (на доску вывешивается человек без органов чувств, рисунки органов чувств, по ходу выполнения задания довершается рисунок человека).
- Закройте глаза и запомните все звуки (включается аудиозапись).
- Какой орган чувств работал? (Орган слуха – уши.)
- Возьмите ватку в подставке. Закройте глаза. Понюхайте.
- Какой орган чувств работал? (Орган обоняния – нос)
- Возьмите шарик в руки. Закройте глаза. Плотно сожмите в кулачок.
- Какой шарик? (Твердый, холодный, колючий, шершавый.)
- Какой орган помог это определить? (Орган осязания – кожа.)
- Возьмите и положите витамину в рот. Что вы почувствовали? (Сладкий вкус.)
- Какой орган помог определить? (Орган вкуса – язык.)
Работа в парах.
Собрать разрезанную картинку. Проверка на доске.
- Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? (Орган зрения – глаза.)
3. Совместное открытие новых знаний.
- Сегодня на уроке мы узнаем о еще двух помощниках, которые помогают определить предметы и справиться с трудными заданиями. Как вы думаете, что это за помощники? (Предположения детей.)
На доске ряд геометрических фигур.
- Что лишнее? Что изменилось? Какая фигура может быть следующей?
- Что помогло нам справиться с этим заданием? (Зрение, память, ум.)
Литературная викторина.
- Кому принадлежат эти слова?
- Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. (Колобок.)
- Несет меня лиса за темные леса. (Петушок.)
- Ребята, давайте жить дружно. (Кот Леопольд.)
- Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться. (Айболит.)
- Что помогло справиться с этим заданием? (Слух, память, ум.)
4. Физкультурная минутка.
- Продукты хранят в холодильнике, марки – в альбоме. Где вы храните ваши знания, и впечатления от прошедшего праздника Посвящение в первоклассники (показать фото с праздника)? (В памяти.)
- Мы сохранили в памяти ощущения от прошедшего праздника: вкус пирожных, звуки музыки, радостное настроение и полученные знания.
- Итак, мы познакомились с еще одним помощником, который помогает нам познать окружающий мир – памятью. Память хранит наши ощущения и знания.
5. Выполнение задания в тетради №2.
- Вспомни свои ощущения и соедини предметы с их признаками. Проверка.
6. Физкультурная минутка.
7. Наблюдение за ошибками органов чувств.
- А могут ли органы чувств ошибаться? (Мнение детей разделилось.)
Опыт.
- Сравните предметы на картинке. (Мы видим, что цветок больше коровы.)
- А что мы знаем на самом деле? (Это нам кажется так, как цветок находится ближе, а корова дальше.)
- Какой делаем вывод? (Наши органы чувств могут ошибаться.)
- Значит, органы чувств могут ошибаться? (Да.)
Опыт.
Карандаш в стакане с водой.
- Каким нам кажется карандаш в стакане с водой? (Сломанный.)
- А что мы знаем на самом деле? (На самом деле, мы знаем, что он прямой.)
- Используя свой ум, подумайте и решите карандаш действительно такой или нам так кажется? (После ответа, вынимаю из стакана карандаш и показываю.) Какой вывод можем сделать? (Вывод: органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.)
Работа с учебником (стр. 59).
- Посмотрите на рисунок, на котором изображено дерево, а за ним – собачий хвост.
Работаем по плану:
- Зрение показывает ... (голову, хвост).
- Память подсказывает ... (что такая голова и хвост бывает у собаки).
- Ум – подумали и поняли ... (что это собака).
- Кто прячется за деревом? (Собака.) Как вы догадались? (Мы увидели хвост – нам помогло зрение, что такой хвост бывает у собаки – нам помогла память, мы подумали и поняли, что за деревом спряталась собака, хотя ее не видно целиком – помог ум.)
- Какая же тема нашего урока? (Ум и память.)
8. Первичное закрепление.
Работа в тетради с.25, №3.
- Рассмотрите картинку. Откуда взялся второй мяч?
Используйте слова:
- мне кажется ...
- однако я знаю ...
- поэтому ...
- Раскрасьте небо.
9. Творческое задание.
Работа в тетради стр. 25, №4.
- Кто изображён?
- Обведите разными карандашами и сосчитайте их.
10. Итог урока.
- Какие органы чувств помогали нам на сегодняшнем уроке?
- Какие новые помощники у них появились? (Память и ум.)
- Какие выводы мы сделали? (Органы чувств могут ошибаться.)
- Что исправляет ошибки органов чувств? (Память и ум.)