Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе УМК "Школа–2100" на тему:"Наши помощники – ум и память"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Показать роль памяти и ума в понимании окружающего мира.
  2. Развивать умения мысленно воспроизводить образ подобного предмета, явления.
  3. Прививать желание и стремление к расширению своих познаний окружающего мира.

Оборудование:

  • учебник и рабочая тетрадь «Я и мир вокруг» А.А.Вахрушева, О.В. Бурского 1 класс;
  • плакат человека без органов чувств, картинки с органами чувств, карточки (ум, память);
  • аудиозапись для опыта и физкультурной минутки;
  • мячики, витамины, пазлы, фотографии с праздника;
  • светофоры (для проверки), картинки (цветок, корова);
  • стакан с водой и карандаш.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

- Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Твои помощники – органы чувств.)

- В чем помогают нам органы чувств? (Помогают нам узнавать окружающий мир.)

- Проверим, как хорошо работают наши органы чувств (на доску вывешивается человек без органов чувств, рисунки органов чувств, по ходу выполнения задания довершается рисунок человека).

- Закройте глаза и запомните все звуки (включается аудиозапись).

- Какой орган чувств работал? (Орган слуха – уши.)

- Возьмите ватку в подставке. Закройте глаза. Понюхайте.

- Какой орган чувств работал? (Орган обоняния – нос)

- Возьмите шарик в руки. Закройте глаза. Плотно сожмите в кулачок.

- Какой шарик? (Твердый, холодный, колючий, шершавый.)

- Какой орган помог это определить? (Орган осязания – кожа.)

- Возьмите и положите витамину в рот. Что вы почувствовали? (Сладкий вкус.)

- Какой орган помог определить? (Орган вкуса – язык.)

Работа в парах.

Собрать разрезанную картинку. Проверка на доске.

- Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? (Орган зрения – глаза.)

3. Совместное открытие новых знаний.

- Сегодня на уроке мы узнаем о еще двух помощниках, которые помогают определить предметы и справиться с трудными заданиями. Как вы думаете, что это за помощники? (Предположения детей.)

На доске ряд геометрических фигур.

- Что лишнее? Что изменилось? Какая фигура может быть следующей?

- Что помогло нам справиться с этим заданием? (Зрение, память, ум.)

Литературная викторина.

- Кому принадлежат эти слова?

  • Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. (Колобок.)
  • Несет меня лиса за темные леса. (Петушок.)
  • Ребята, давайте жить дружно. (Кот Леопольд.)
  • Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться. (Айболит.)

- Что помогло справиться с этим заданием? (Слух, память, ум.)

4. Физкультурная минутка.

- Продукты хранят в холодильнике, марки – в альбоме. Где вы храните ваши знания, и впечатления от прошедшего праздника Посвящение в первоклассники (показать фото с праздника)? (В памяти.)

- Мы сохранили в памяти ощущения от прошедшего праздника: вкус пирожных, звуки музыки, радостное настроение и полученные знания.

- Итак, мы познакомились с еще одним помощником, который помогает нам познать окружающий мир – памятью. Память хранит наши ощущения и знания.

5. Выполнение задания в тетради №2.

- Вспомни свои ощущения и соедини предметы с их признаками. Проверка.

6. Физкультурная минутка.

7. Наблюдение за ошибками органов чувств.

- А могут ли органы чувств ошибаться? (Мнение детей разделилось.)

Опыт.

- Сравните предметы на картинке. (Мы видим, что цветок больше коровы.)

- А что мы знаем на самом деле? (Это нам кажется так, как цветок находится ближе, а корова дальше.)

- Какой делаем вывод? (Наши органы чувств могут ошибаться.)

- Значит, органы чувств могут ошибаться? (Да.)

Опыт.

Карандаш в стакане с водой.

- Каким нам кажется карандаш в стакане с водой? (Сломанный.)

- А что мы знаем на самом деле? (На самом деле, мы знаем, что он прямой.)

- Используя свой ум, подумайте и решите карандаш действительно такой или нам так кажется? (После ответа, вынимаю из стакана карандаш и показываю.) Какой вывод можем сделать? (Вывод: органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.)

Работа с учебником (стр. 59).

- Посмотрите на рисунок, на котором изображено дерево, а за ним – собачий хвост.

Работаем по плану:

  • Зрение показывает ... (голову, хвост).
  • Память подсказывает ... (что такая голова и хвост бывает у собаки).
  • Ум – подумали и поняли ... (что это собака).

- Кто прячется за деревом? (Собака.) Как вы догадались? (Мы увидели хвост – нам помогло зрение, что такой хвост бывает у собаки – нам помогла память, мы подумали и поняли, что за деревом спряталась собака, хотя ее не видно целиком – помог ум.)

- Какая же тема нашего урока? (Ум и память.)

8. Первичное закрепление.

Работа в тетради с.25, №3.

- Рассмотрите картинку. Откуда взялся второй мяч?

Используйте слова:

  • мне кажется ...
  • однако я знаю ...
  • поэтому ...

- Раскрасьте небо.

9. Творческое задание.

Работа в тетради стр. 25, №4.

- Кто изображён?

- Обведите разными карандашами и сосчитайте их.

10. Итог урока.

- Какие органы чувств помогали нам на сегодняшнем уроке?

- Какие новые помощники у них появились? (Память и ум.)

- Какие выводы мы сделали? (Органы чувств могут ошибаться.)

- Что исправляет ошибки органов чувств? (Память и ум.)