Урок математики по теме "Число 9, цифра 9"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

образовательные:

ввести число 9 и цифру 9; закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым; формировать навыки работы на ПК.

воспитательные:

воспитывать чувство локтя, умение работать в коллективе, в паре.

развивающие:

развивать вычислительные навыки, навык чистописания. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии.

Иллюстрации и интерактивные задания к уроку выполнены в программе ПервоЛого 3.0. (Смотрите приложение “Урок математики”)

Ход урока

УУД

1. Организационный момент

Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Мы как радушные хозяева всегда рады гостям. Поприветствуем их. Всегда приятно начинать урок в хорошем настроении, давайте улыбнемся друг другу. (Приложение, лист 3)

2. Актуализация знаний

- А кто знает, какой сегодня день недели?(среда)

- Сколько дней в неделе? (7)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Каждый новый год проходит под знаком какого-либо животного. (Дальнейшие результаты дети показывают разрезными карточками). Этот год дракона. Сколько лапок у дракона? (4)

- А у двоих?(8)

- Назовите число, предыдущее 8.(7)

- Назовите число, стоящее справа от 8.(9)

- А теперь карточки переворачивайте ответами вниз.

Математический диктант.

1. Первое слагаемое - 6, второе слагаемое - 2. Найдите сумму.

  1. Уменьшаемое - 8, вычитаемое - 3. Найдите разность.
  2. Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала?
  3. Я задумала число, вычла из него 2 и получила 5. Какое число я задумала?
  4. Уменьшите 7 на 1.
  5. Увеличьте 2 на 1.

- Переверните свои карточки и сверьте ответы (Приложение, лист 5: 8 5 4 7 6 3).

Расположите ответы в порядке убывания. (Ответ проверяется устно)

3. Объяснение нового материала.

Раз, два, три, четыре пахнет ёлкою в квартире …(на доске появляется изображение новогодней ёлки), кстати, на новый год какую ёлку следует устанавливать дома, живую или искусственную? Почему? (Искусственную. Деревья нужно беречь)

- Вот и у нас с вами искусственная ёлка, но не менее красивая, чем живая. (Приложение, лист 1) Уже чувствуется приближение Нового года. А вы любите наряжать новогоднюю ёлочку? Какая игрушка на ёлочке самая главная, хотите узнать? Тогда вам необходимо правильно решить цепочку: 9-1-5+4+2=?

- Итак, каков результат? (9)

(На ёлочку одевается звезда, в центре которой цифра 9)

- Посмотрите внимательно на нашу елочку и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9).

- Итак, у нас в гостях цифра 9. (На доске карточка с цифрой 9)

Цифра 9, иль девятка, -
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.

Мы, конечно, с вами не акробаты, как цифра 9, но некоторые трюки сделать можем.

Физминутка. (Приложение, лист 6)

Сколько палочек до точки,
Столько встанем на мысочки ....
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки …
Сколько палочек у нас,
Столько и подпрыгнем раз ...

Приложение, лист 1

- Коль уж у нас в гостях цифра 9, то она должна быть в центре внимания. Что вы можете сказать о цифре 9? (Цифра 9 в натуральном ряду стоит на девятом месте. Она меньше 10 на 1 и больше 8 на 1)

- Самую главную игрушку на ёлку мы повесили. Помните, как она называется? (Вифлеемская звезда). Но без ярких игрушек мы себе ёлочку уже не представляем. Так давайте скорее наряжать нашу ёлочку. Она у нас особенная, математическая. Видите, все игрушки в виде цифр. На ёлочку их нужно повесить в строго определенном порядке. А помогут нам в этом трудном деле снежинки (У каждого ребенка на парте 9 снежинок. (Приложение, лист 4)

- Пересчитайте, сколько их? (9)

- Как они могут упасть с неба? (На экране учитель дублирует работу детей. На слайде одна из снежинок падает на землю)

- Сколько снежинок упало на землю? (1)

- А сколько ещё кружит в воздухе? (8) Приложение, лист 1

- Значит, сначала упала одна снежинка, а потом еще 8. Подскажите, какие игрушки мы повесим на ёлочку на верхние веточки? (1 и 8)

Приложение, лист 4

Возьмем еще одну снежинку и опустим её на землю. А теперь? (Сначала упали 2 снежинки, а потом еще 7). Какие игрушки мы повесим на нашу елочку? (2 и 7).

Приложение, лист 1.

(Подобным образом наряжаются нижние веточки ёлки: 3 и 6, 5 и 4 - используя состав числа 9).

- Посмотрите, какая наша ёлочка стала нарядная, красивая и постарайтесь запомнить, как можно получить число 9, потому что наша ёлочка сейчас исчезнет (слайд меняется).

- Посмотрим, хорошо ли вы запомнили состав числа 9 (идет проверка с помощью кирпичиков лего, которые “одеваются” на плату так: с одной стороны, 1 красный кирпичик, с другой - 8 зеленых)

Итак, 9 – это 1 и ….(8) (учитель показывает плату, и дети проверяют свой ответ при помощи счета) Если из 9 вычесть один, то получится..(8), если из 9 вычесть 8, то получится …(1)

(Затем, один зелёный кирпичик заменяется красным)

- 9 – это 2 и …(7)

Если из 9 – 7=…(2).

Если из 9 – 2=…(7)

(Заменяем еще один зеленый кирпичик на красный)

- 9 – это 3 и …(6)

Если из 9 – 3=…(6).

Если из 9 – 6=…(3).

(Далее аналогично)

-9 – это 5 и …(4).

Если из 9 – 5=…(4).

Если из 9 – 4=…(5).

Физминутка. Приложение, лист 2

Пошла Коза по лесу
Искать себе принцессу.
Давай, Коза попрыгаем
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем,
Головкой покачаем -
И снова начинаем. (2-й раз: “…и песенку кончаем”)

4. Закрепление изученного материала.

- Открываем учебник на стр. 18. Посмотрите на верхний рисунок. Найдите 4 способа, как можно получить число 9. (Ответы детей)

- Ребята, девятка уже заждалась, когда же мы научимся ее писать. Она хочет получиться очень красивой, ведь не зря она украшает вершину новогодней ёлки. (Письмо цифры 9)

Приложение, лист 1

- Зная состав числа 9, мы можем решать самые сложные задачи. Приготовьте схемы и карточки. “Оденьте” схему. Приложение, лист 7

Пять ворон на ёлку сели,
Еще четыре прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело?

- Что мы ищем? (Целое)

- Как найти целое? (Надо все известные части сложить)

- Запишите решение задачи.

(Задачу у доски решают 2 человека: один - “одевает” схему, другой -записывает решение. Когда результат найден, ребенок, стоящий у доски, поворачивается лицом к классу. Ребята показывают ему свои результаты. Учащийся делает вывод о правильности своего решения.)

5. Контроль.

- Мы сегодня говорим о новогодней ёлочке, о празднике Нового года, поэтому я не могла оставить вас без подарка. Каждому я приготовила маленькую ёлочку, чтобы вы сами её нарядили. (Если школа оснащена компьютерами, то данное задание выполняется на ПК. Можно пройти по ссылке в коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)и выполнить задание на состав числа 9:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF

Если нет, то предлагаю традиционный вариант самостоятельной работы: смотрите рисунок 1).

- Поменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения работы у вашего товарища (На доске появляется правильный вариант)

Кто решил без ошибок? С одной ошибкой? Двумя? Приложение, лист 1

- А теперь подумайте, хорошо ли вы усвоили состав числа 9? На нашей ёлочке не хватает разноцветных огоньков. (На парте у каждого ребенка приклеены три стикера в форме ёлочных игрушек красного, зеленого и желтого цветов). Кто усвоил тему нашего урока хорошо, все задания выполнял правильно и не ошибался, приклейте на елочку красные огоньки. Если вы тему усвоили хорошо, но иногда ошибались, повесьте на елочку зеленые огоньки. Кто чувствует, что ему надо позаниматься еще – желтые огоньки. Оцените себя.

Разноцветными огнями вспыхнет ёлочный наряд!

И весёлые игрушки разом все заговорят!

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение детьми своих знаний.

 

 

 

Устное решение простейших задач на сложение, определение места числа в последовательности чисел.

 

 

Складывание и вычитание чисел в пределах 9, составление числовых равенств, дети вспоминают компоненты действий сложения и вычитания, используют связи между компонентами и результатами этих действий, самопроверка и самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение знаний и способов действий в поисковой ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохранение здоровья во время учебной деятельности, счет предметов, соотношение количества действий с количеством предметов.

 

 

 

 

 

Определение места числа 9 в натуральном ряду.

 

 

 

 

 

Выявление состава числа 9, составление таблицы сложения чисел в пределах 9. Анализ, рассуждение.

 

 

Выявление состава числа 9.

 

 

Систематизация знаний. Установление взаимосвязи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Рассуждение, анализ.

Систематизация знаний о составе числа 9. Обобщение

Письмо цифры 9

 

Решение простейшей задачи на сложение

В пределах 9. Использование знаний и способов действия в поисковых ситуациях.

 

Нахождение в числовых выражениях части и целого и решать задачи на основе этого соотношения. Анализ. Рассуждение. Самооценка.

 

 

 

 

 

Составление таблицы сложения в пределах 9. Обобщение.

 

Взаимопроверка. Грамотное фиксирование ошибок, исправление ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица в редакции автора. (Приложение)

Список используемой литературы.

1. Учебник Л.Г. Петерсон “Математика 1 класс”.

2. Методические рекомендации Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова “Устные упражнения на уроках математики 1 класс”.