Цели урока:
образовательные:
ввести число 9 и цифру 9; закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым; формировать навыки работы на ПК.
воспитательные:
воспитывать чувство локтя, умение работать в коллективе, в паре.
развивающие:
развивать вычислительные навыки, навык чистописания. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
Иллюстрации и интерактивные задания к уроку выполнены в программе ПервоЛого 3.0. (Смотрите приложение “Урок математики”)
Ход урока |
УУД |
1. Организационный момент Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Мы как радушные хозяева всегда рады гостям. Поприветствуем их. Всегда приятно начинать урок в хорошем настроении, давайте улыбнемся друг другу. (Приложение, лист 3) 2. Актуализация знаний - А кто знает, какой сегодня день недели?(среда) - Сколько дней в неделе? (7) - Сколько месяцев в году? (12) - Каждый новый год проходит под знаком какого-либо животного. (Дальнейшие результаты дети показывают разрезными карточками). Этот год дракона. Сколько лапок у дракона? (4) - А у двоих?(8) - Назовите число, предыдущее 8.(7) - Назовите число, стоящее справа от 8.(9) - А теперь карточки переворачивайте ответами вниз. Математический диктант. 1. Первое слагаемое - 6, второе слагаемое - 2. Найдите сумму.
- Переверните свои карточки и сверьте ответы (Приложение, лист 5: 8 5 4 7 6 3). Расположите ответы в порядке убывания. (Ответ проверяется устно) 3. Объяснение нового материала. Раз, два, три, четыре пахнет ёлкою в квартире …(на доске появляется изображение новогодней ёлки), кстати, на новый год какую ёлку следует устанавливать дома, живую или искусственную? Почему? (Искусственную. Деревья нужно беречь) - Вот и у нас с вами искусственная ёлка, но не менее красивая, чем живая. (Приложение, лист 1) Уже чувствуется приближение Нового года. А вы любите наряжать новогоднюю ёлочку? Какая игрушка на ёлочке самая главная, хотите узнать? Тогда вам необходимо правильно решить цепочку: 9-1-5+4+2=? - Итак, каков результат? (9) (На ёлочку одевается звезда, в центре которой цифра 9) - Посмотрите внимательно на нашу елочку и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9). - Итак, у нас в гостях цифра 9. (На доске карточка с цифрой 9) Цифра 9, иль девятка, - Мы, конечно, с вами не акробаты, как цифра 9, но некоторые трюки сделать можем. Физминутка. (Приложение, лист 6) Сколько палочек до точки, Приложение, лист 1 - Коль уж у нас в гостях цифра 9, то она должна быть в центре внимания. Что вы можете сказать о цифре 9? (Цифра 9 в натуральном ряду стоит на девятом месте. Она меньше 10 на 1 и больше 8 на 1) - Самую главную игрушку на ёлку мы повесили. Помните, как она называется? (Вифлеемская звезда). Но без ярких игрушек мы себе ёлочку уже не представляем. Так давайте скорее наряжать нашу ёлочку. Она у нас особенная, математическая. Видите, все игрушки в виде цифр. На ёлочку их нужно повесить в строго определенном порядке. А помогут нам в этом трудном деле снежинки (У каждого ребенка на парте 9 снежинок. (Приложение, лист 4) - Пересчитайте, сколько их? (9) - Как они могут упасть с неба? (На экране учитель дублирует работу детей. На слайде одна из снежинок падает на землю) - Сколько снежинок упало на землю? (1) - А сколько ещё кружит в воздухе? (8) Приложение, лист 1 - Значит, сначала упала одна снежинка, а потом еще 8. Подскажите, какие игрушки мы повесим на ёлочку на верхние веточки? (1 и 8) Приложение, лист 4 Возьмем еще одну снежинку и опустим её на землю. А теперь? (Сначала упали 2 снежинки, а потом еще 7). Какие игрушки мы повесим на нашу елочку? (2 и 7). Приложение, лист 1. (Подобным образом наряжаются нижние веточки ёлки: 3 и 6, 5 и 4 - используя состав числа 9). - Посмотрите, какая наша ёлочка стала нарядная, красивая и постарайтесь запомнить, как можно получить число 9, потому что наша ёлочка сейчас исчезнет (слайд меняется). - Посмотрим, хорошо ли вы запомнили состав числа 9 (идет проверка с помощью кирпичиков лего, которые “одеваются” на плату так: с одной стороны, 1 красный кирпичик, с другой - 8 зеленых) Итак, 9 – это 1 и ….(8) (учитель показывает плату, и дети проверяют свой ответ при помощи счета) Если из 9 вычесть один, то получится..(8), если из 9 вычесть 8, то получится …(1) (Затем, один зелёный кирпичик заменяется красным) - 9 – это 2 и …(7) Если из 9 – 7=…(2). Если из 9 – 2=…(7) (Заменяем еще один зеленый кирпичик на красный) - 9 – это 3 и …(6) Если из 9 – 3=…(6). Если из 9 – 6=…(3). (Далее аналогично) -9 – это 5 и …(4). Если из 9 – 5=…(4). Если из 9 – 4=…(5). Физминутка. Приложение, лист 2 Пошла Коза по лесу 4. Закрепление изученного материала. - Открываем учебник на стр. 18. Посмотрите на верхний рисунок. Найдите 4 способа, как можно получить число 9. (Ответы детей) - Ребята, девятка уже заждалась, когда же мы научимся ее писать. Она хочет получиться очень красивой, ведь не зря она украшает вершину новогодней ёлки. (Письмо цифры 9) Приложение, лист 1 - Зная состав числа 9, мы можем решать самые сложные задачи. Приготовьте схемы и карточки. “Оденьте” схему. Приложение, лист 7 Пять ворон на ёлку сели, - Что мы ищем? (Целое) - Как найти целое? (Надо все известные части сложить) - Запишите решение задачи. (Задачу у доски решают 2 человека: один - “одевает” схему, другой -записывает решение. Когда результат найден, ребенок, стоящий у доски, поворачивается лицом к классу. Ребята показывают ему свои результаты. Учащийся делает вывод о правильности своего решения.) 5. Контроль. - Мы сегодня говорим о новогодней ёлочке, о празднике Нового года, поэтому я не могла оставить вас без подарка. Каждому я приготовила маленькую ёлочку, чтобы вы сами её нарядили. (Если школа оснащена компьютерами, то данное задание выполняется на ПК. Можно пройти по ссылке в коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)и выполнить задание на состав числа 9: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF Если нет, то предлагаю традиционный вариант самостоятельной работы: смотрите рисунок 1). - Поменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения работы у вашего товарища (На доске появляется правильный вариант) Кто решил без ошибок? С одной ошибкой? Двумя? Приложение, лист 1 - А теперь подумайте, хорошо ли вы усвоили состав числа 9? На нашей ёлочке не хватает разноцветных огоньков. (На парте у каждого ребенка приклеены три стикера в форме ёлочных игрушек красного, зеленого и желтого цветов). Кто усвоил тему нашего урока хорошо, все задания выполнял правильно и не ошибался, приклейте на елочку красные огоньки. Если вы тему усвоили хорошо, но иногда ошибались, повесьте на елочку зеленые огоньки. Кто чувствует, что ему надо позаниматься еще – желтые огоньки. Оцените себя. Разноцветными огнями вспыхнет ёлочный наряд! И весёлые игрушки разом все заговорят! |
Применение детьми своих знаний.
Устное решение простейших задач на сложение, определение места числа в последовательности чисел.
Складывание и вычитание чисел в пределах 9, составление числовых равенств, дети вспоминают компоненты действий сложения и вычитания, используют связи между компонентами и результатами этих действий, самопроверка и самооценка.
Применение знаний и способов действий в поисковой ситуации.
Сохранение здоровья во время учебной деятельности, счет предметов, соотношение количества действий с количеством предметов.
Определение места числа 9 в натуральном ряду.
Выявление состава числа 9, составление таблицы сложения чисел в пределах 9. Анализ, рассуждение.
Выявление состава числа 9.
Систематизация знаний. Установление взаимосвязи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Рассуждение, анализ. Систематизация знаний о составе числа 9. Обобщение Письмо цифры 9
Решение простейшей задачи на сложение В пределах 9. Использование знаний и способов действия в поисковых ситуациях.
Нахождение в числовых выражениях части и целого и решать задачи на основе этого соотношения. Анализ. Рассуждение. Самооценка.
Составление таблицы сложения в пределах 9. Обобщение.
Взаимопроверка. Грамотное фиксирование ошибок, исправление ошибок.
Самооценка.
|
Таблица в редакции автора. (Приложение)
Список используемой литературы.
1. Учебник Л.Г. Петерсон “Математика 1 класс”.
2. Методические рекомендации Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова “Устные упражнения на уроках математики 1 класс”.