Семья и образование в XXI веке

Разделы: Работа с родителями


Актуальность проблем семьи и семейного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики, поскольку вопросы, касающиеся существования института семьи в обществе, всегда были в ряду наиболее значимые. Сегодня проблемы, вызываемые нестабильностью и неблагополучием семей, являются для нашего общества насущными как никогда.

Семья является ведущим социальным институтом, наиважнейшим фактором формирования личности. Под этим подразумевается исторически сложившаяся конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость, которой обусловлена потребностью общества в физиологическом и духовном и воспроизводстве населения. Семья одновременно является и социально-психологической общностью - малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

В настоящее время российская семья переживает настоящий кризис. Это проявляется в снижении престижа семьи, в увеличении числа разводов и неполных семей, во все более частом рождении детей вне брака, в нежелании молодежи создавать семьи и заводить детей, в постоянном снижении рождаемости, увеличении детской смертности. Зачастую семья не является той первичной, референтной для человека которой она призвана быть. В связи с этим семья не справляется со своими задачами, ее функциональный потенциал снижается. Поэтому сегодня актуальным стало понятие “дисфункциональная семья”. Разрушение традиций семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сфере современного общества. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной, в экономическую и психологическую плоскость. Не случайно семейная политика стала одним из приоритетных направлений государственной политики в целом.

Среди ценностей, созданных человечеством за тысячелетия, семья является одной из не проходящих. Ни одна нация, ни один народ не сумел обойтись без семьи. Любое государство рассматривает семью как важнейшую составляющую общества. Именно в период кризисов возрастает роль семьи и значение как важного буфера между индивидом и социальными переменами. Будучи одним из древнейших институтом общества, семья в той или иной форме сумела выжить в условиях всех известных исторических цивилизаций и культур. Она проявила себя как весьма функциональная система, обладающая высокой способностью к адаптации в самой различной обстановке.

“В семье решается судьба народа. В ней культивируется верность традициям, любовь к родному языку, благоговение перед духовно-нравственными сокровищами родного народа. Национальная диаспора сохраняет себя в настоящее время только в семье, только благодаря ей…”

Каждая семья имеет собственную систему ценностей, духовных отношений. В семье должны прививаться такие ценности как добропорядочность, человеколюбие, сострадание, образованность, трудолюбие, ответственность любовь к родной культуре, уважительное отношение к старшему поколению. Родители всегда должны интересоваться и радоваться успехам детей в учебе, быть сопричастными в их делах. Должны быть свойственны такие семейные традиции как нормы поведения, передаваемые от старшего поколения к младшим, семейные праздники, помощь старших детей младшим.

Роль образования в жизнедеятельности каждой семьи всегда играло важную функцию в формировании и становлении личности. Родители должны создавать благоприятные условия для раскрытия и развития способностей и дарований, для самоопределения. Убеждать детей, что только образование развивает в человеке самосознание, самостоятельность, способность к творческой активности, независимость, личностную автономность, индивидуальность и неповторимость, приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения, т.е. интеграцию в различные социальные общности.

Подводя итог, можно отметить, что семья для ребенка - это его рождение и становление. Именно в семье дети получают азы знаний об окружающем мире, при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье дети переживают чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическое мастерство родителей сходно с деятельностью педагога. Родителям свойственны характеристики воспитателя, позволяющие в любой ситуации воспитания чувствовать себя готовыми к решению создавшихся проблем, обеспечивающих выбор и реализацию оптимальных способов решения возникающих противоречий.

В заключении необходимо ответить, что многие родители считают себя вполне подготовленными к воспитанию и не считают необходимым постоянно заниматься самообразованием по приобретению специальных педагогических знаний. Таким родителям следует обратить внимание на слова К.Д.Ушинского “Искусство воспитания, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы и специальные знания…”.