Цели и задачи урока:
- Продолжить знакомство с крупными ПТК России.
- Изучить особенности рельефа, климата, высотной поясности и природных ресурсов Урала.
- Выяснить различия в природе Предуралья и Зауралья.
- Способствовать формированию критического мышления через развитие коммуникативных навыков, аналитических умений учащихся и способности планировать свою деятельность посредством интерактивного включения в учебный процесс и использование приемов технологии РКМЧП.
- Способствовать формированию информационной компетентности учащихся через использование средств ИКТ.
Тип урока: урок по технологии РКМЧП с применением ИКТ.
Материалы и оборудование:
- электронное учебное пособие по теме «ПТК Урала», 8 класс для индивидуальной и групповой работы учащихся;
- учебник «География. Природа России», 8 класс, авт. Баринова И.И., изд. «Дрофа», 2008 год;
- атлас по географии для 8 класса, физическая карта России.
Ход урока
Вызов (10 минут).
Вопросы к учащимся направленные на актуализацию знаний и формулировку темы урока.
- С каким ПТК мы познакомились на предыдущих уроках? (Кавказ.)
- Что является центральным ядром ПТК Кавказа? (Горы.)
- Давайте вспомним и запишем пять ключевых слов или фраз относящихся к понятию «горная страна» (учитель записывает на доске ответы учащихся).
Сегодня мы знакомимся с ПТК Урала. Центром его также являются горы.
(Приложение 1. Слайд, сравнительные иллюстрации гор Кавказа и Урала.)
- В чем сходство и отличие во внешнем облике Кавказских и Уральских гор? (Учащиеся называют черты сходства и отличия внешнего облика гор по фотографиям на слайде.)
Давайте познакомимся с Уралом поближе. Тема урока: Своеобразие природы Урала.
(Учащиеся записывают в первую колонку маркировочной таблицы З-У-Х все, что вспомнили о ПТК Урала (5 минут).)
Издревле Урал называли «Каменным поясом земли русской». Он протянулся с севера на юг на 2000 км. Является границей между Европой и Азией (Приложение 1. Слайд). Всего на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия. А также является климато- и водоразделом.
Также как и Кавказ, Урал при пересечении с запада на восток делят на Предуралье, собственно Урал и Зауралье.
С севера на юг выделяют Пай-Хой, который фактически является равниной с высотами менее 400м. Настоящие горы начинаются с Полярного Урала. Затем Приполярный, Северный, Средний и Южный самый низкий, почти равнина.
(Учитель показывает презентацию (Приложение 1), в которой показывает деление Урала с севера на юг и запада на восток.)
Примечание: далее учащиеся работают с электронным учебным пособием (см. Приложение 2).
У вас в тетради начерчена маркировочная таблица (учебное пособие).
Запишите коротко в первую колонку сведения об Урале, которые вам хорошо известны.
Я предлагаю вам продолжить знакомство с Уралом, используя электронное пособие на ваших компьютерах. Не забывайте вносить краткие сведения во вторую колонку. Они пригодятся вам впоследствии.
В конце странички основного содержания вас ждут вопросы самоконтроля (можете проверить себя), а также контрольное задание, которое вы выполняете на отдельных листах. Оно и будет итогом вашей работы на уроке.
Желаю успеха.
Осмысление (20 минут).
Учитель отвечает на вопросы учащихся и оказывает необходимую помощь.
Учащиеся работают в парах над материалом электронного учебного пособия с привлечением карт атласа и учебника п.33.
Обсуждение в группах (5 минут).
- Обменяйтесь полученной информацией со своими товарищами из соседней пары.
- Задайте интересующие вопросы друг другу или мне.
Рефлексия (7 минут).
- Вспомните нашу первую таблицу. У нас осталась одна не заполненная графа. Запишите в нее красной ручкой те вопросы, которые у вас остались не решенными. Надеюсь, мы вместе в дальнейшем сможем на них ответить.
Учащиеся заканчивают заполнение третьей графы в таблице З-У-Х .
Домашнее задание (2 минуты).
Мы заканчиваем наш урок.
Не забудьте сдать контрольное задание.
И я предлагаю вам на выбор домашнее задание (слайд):
- Составить синквейн по теме «Урал».
- Подготовить дополнительный материал об уникальных природных объектах одной из частей Урала.
- Нарисовать эмблему ПТК Урала.
Выберите задание, которое вам по душе и запишите в тетрадь.