Задачи:
1. Образовательные:
- учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, рассказывать о чем поется в песне;
- учить детей эмоционально откликаться на произведение грустного характера;
- дать представление о том, что музыка выражает чувства , настроение;
- совершенствовать навыки основных движений, подводить к умению исполнять танцевальные движения с предметами (с листочками, грибочками);
- закрепить знания о характерных особенностях осени (опадают листья, листья меняют окраску, льют дожди и т.д.);
- дать представление о том, что мухомор это не съедобный гриб, его есть нельзя.
2. Развивающие:
- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (ласково, напевно);
- развивать навык различения долгих и коротких звуков;
- подводить к устойчивому навыку точного интонирования на одном звуке;
- развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
3. Воспитательные:
- воспитывать эстетическое наслаждение в процессе слушания музыки.
Интегрирование: музыка, экология.
Оборудование и материалы:
- демонстрационный:
- зонт, мягкая игрушка зайчик;
- макет тучки, капельки (большая и маленькая);
- осеннее дерево, ТСО.
- раздаточный:
- листики(красные и желтые);
- карточки (синие и красные);
- грибочки.
Предварительная работа: разучить стихотворения об осени.
Ход занятия
(Дети входят в зал под «Марш» Е.Тиличеевой. Музыкальный руководитель приветствует их.)
Коммуникативная игра «Здравствуйте» (М.Ю. Картушиной).
Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп,
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ,
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх,
Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх,
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок,
Здравствуй мой ротик – ам, ам, ам,
Здравствуй мой носик – би, би, би,
Здравствуйте ребята – здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите, а куда это мы с вами попали? Кругом деревья.
Дети: Мы попали в лес.
Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Посмотрите внимательно на листочки на деревьях. Они все одинакового цвета?
Дети: Нет. Листочки разные.
Музыкальный руководитель: Марина посмотри пожалуйста еще раз внимательно на листики и скажи какого цвета листочки на деревьях?
Марина: Листья желтые, красные, зеленые.
Музыкальный руководитель: Правильно. Посмотрите еще раз на деревья и скажите какое сейчас время года?
Дети: Сейчас Осень.
Музыкальный руководитель: Молодцы. А кто нам хочет рассказать стихотворение про осень?
(Рассказывают стихотворения про осень, обращаю внимание на листочки лежащие на полу.)
Музыкальный руководитель:
Посмотрите ребята,
Ветер листочки кружил,
И на землю уронил,
Давайте все пойдем гулять
И листочки собирать.
- Какого цвета листочки на земле?
Дети: Листья красные, желтые
Музыкальный руководитель: Возьмите в каждую руку по одному листочку. Мальчики красные листочки, девочки желтые. Катя какого цвета ты возьмешь листочек?
Катя: Листок желтого цвета я возьму.
Музыкальный руководитель: А почему ты возьмешь листок желтого цвета, а не красного?
Катя: Потому что я девочка, а вы сказали что девочки берут листочки желтого цвета.
Музыкальный руководитель: Молодец Катенька. Булат, а ты какого цвета возьмешь листочек.
Булат: Я мальчик, поэтому красного цвета листочек.
Музыкальный руководитель: А теперь делаем большой кружок, чтобы всем было удобно, и никому не было тесно. А листочки наши не простые, они волшебные, а чтобы произошло это волшебство нужно листочки всем правильно взять. По одному листочку в каждую руку и поднять руки вверх. Карина сколько листочков ты возьмешь?
Карина: В каждую руку по одному листочку.
Музыкальный руководитель: Правильно. А сейчас я проверю у всех ли руки с листочками подняты вверх. (Проверяю.)
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул полетели.
(Под 1 часть музыки «Танец осенних листочков» муз. А.Филиппенко, сл. Е.Макшанцевой. Дети бегут по кругу, подняв руки с листочками вверх.)
Музыкальный руководитель: А теперь мы с вами красивые деревья, ноги – это наш ствол, он стоит неподвижно, а руки ветви. Дунул ветерок и закачались ветви:
То вправо, то влево,
Листочки летят,
Прощается с нами,
Осенний наш сад.
(Выполняют покачивания руками на 2 часть музыки.)
Музыкальный руководитель: А теперь ветер подул сильно. Что произошло с листочками?
Эмилия: Они закружились.
Карина: Они захотели танцевать.
Музыкальный руководитель: Молодцы. И мы с вами тоже по кружимся, только каждый на своем месте.
(Дети на носках кружатся.)
Листочки качаясь,
Ведут хоровод,
А ветер осенний
Им песню поет.
Музыкальный руководитель: И снова полетели листочки. (Под 1 часть музыки дети снова бегут по кругу, под 2 часть музыкальный руководитель предлагает придумать свои движения с листочками.) А теперь потанцуйте с листочками, так как вам это подсказывает музыка. Какая по звучанию музыка?
Дети: Тихая, плавная.
Музыкальный руководитель: Значит и движения у нас будут плавными. Коленька, что у тебя будет делать листочек?
Коля: У меня листочек будет качаться над головой.
Музыкальный руководитель: А у тебя Леночка что будет делать листочек?
Лена: А у меня листочек будет кружиться.
(Импровизируют.)
Музыкальный руководитель: Устали листочки, и полетели на землю, и наступил «осенний листопад». (Кладут листочки под дерево, которое стоит около центральной стены и рассаживаются на стульчики. Под стульчиками лежат две карточки красная и синяя.) Осенние листочки, как я вам уже говорила, не простые, волшебные. И стоит мне только взмахнуть этим листочком, как зазвучит красивая музыка. У каждого под стульчиком вот такие карточки. Возьмите их в руки. Какого они цвета?
Игорь: Красного и синего цвета.
Музыкальный руководитель: Если музыка веселая, то поднимаем карточку красного цвета, если грустная то синего.
(Дети слушают песню «Дождик» муз. Н.Лукониной, сл. Л.Чадовой.)
Музыкальный руководитель: Музыка может выражать чувства и настроения. Может выражать грусть, печаль или веселье и радость. Сейчас мы послушаем песню «Дождик», и вы скажете какое же было настроение в этой песне. (Слушают.) Итак мы послушали песню «Дождик». Какое настроение в этой песне? Веселое или грустное? Даша почему ты подняла карточку синего цвета?
Даша: Потому что музыка грустная.
Музыкальный руководитель: Почему нам грустно осенью?
Дети: Потому что дождь идет, на улице грязно, листочки опадают с деревьев.
Музыкальный руководитель: Правильно. Дождь идет, на улице грязно, листочки опадают с деревьев. О чем поется в этой песне?
Дети: В песне поется об осени, о листочках, о рябинках, о дождике.
Музыкальный руководитель: Давайте еще раз послушаем. (Слушают.) Как называется песня?
Дети: Песня называется «Дождик».
Музыкальный руководитель: Положите карточки под стульчики. (Кладут.)
Музыкальный руководитель:
Если тучки собираются,
Значит дождик начинается.
Ой, ребятки, мы песенку про дождик послушали, и тучка, в самом деле, налетела, дождик принесла. (Показывает макет тучки.) Посмотрите это какая по величине капелька? (Большая.) Давайте хлопками покажем как капают большие капельки. (Хлопают четвертями.) А это какая по величине капелька? (Маленькая.) Маленькие капельки более частые. (Хлопают восьмыми.)
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Капля – капелька».
Воспитатель:
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
(Воспитатель берет зонтик и раскрывает его в центре зала.)
Музыкальный руководитель: Сейчас поиграем в игру «Солнышко и дождик». Только убегать будем не в домики, они далеко, а под зонтик.
Проводится игра «Солнышко и дождик» муз. М.Раухвергера, играем 2 раза.
(Звучат капли дождя, дети убегают под зонтик.)
Воспитатель:
Если тучка хмурится,
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком,
Дождик переждем.
Музыкальный руководитель: Ребята, но когда долго идёт дождь, становится немного грустно. Что же нам делать? Давайте подуем на тучку. Налетит ветерок и прогонит тучу. (Все вместе дуют на тучку, убираю макет.) Ну вот, дождик и закончился, но кажется мы заблудились. Давайте покричим «Ау!» (Дети пропевают на одном звуке фа, затем тоже самое на соль, при гармонической поддержке фортепиано продолжают пение на секунду пока не дойдут до звука до второй октавы.) Тише, тише, нас кто-то услышал и спешит сюда. Интересно кто же это? (Звучит музыка. Дети угадывают.)
Дети: Это зайчик. (Появляется зайчик.)
Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Это зайчик. Но почему то он грустный. А давайте мы ему песенку споем и ему сразу станет весело.
Песня «Осень в гости к нам идет» муз. и сл. Е.Гомоновой. Поем все вместе сначала сидя, а потом стоя с движениями.
Музыкальный руководитель: Молодец Катенька, как ты хорошо пела, проговаривала отчетливо все слова. Юленька тоже постаралась, как она красиво улыбалась во время пения. А Коленька так плавно делал движения руками. Пели вы все дружно, весело. Молодцы. Посмотрите на зайчика, повеселел он от нашей песенки, что даже ножки пустились в пляс. И нас он тоже приглашает потанцевать. А какой же танец мы будем танцевать с зайчиком?
Ира: Посмотрите на полянке много грибов.
Вадим: Давайте вспомним танец грибов.
Музыкальный руководитель: Конечно же. Посмотрите на слайд (№5) и скажите какие грибы изображены.
Ира: Мухоморы.
Музыкальный руководитель: А можно их кушать? Они съедобные?
Миша: Нет. Их нельзя кушать.
Музыкальный руководитель: Правильно. Их кушать нельзя, а вот танцевать с ними можно. Вставайте и каждый грибочек себе выбирайте. И зайчик тоже возьмет грибочек. А какие движения мы будем делать с грибочками?
Ира: Показывать и прятать грибок.
Кирилл: Пружинку делать.
Лиля: Высоко подняв грибок кружиться.
Музыкальный руководитель: Покажи всем Лиля как ты будешь кружиться?
(После танца кладут грибочки и садятся на места.)
«Танец с грибочками» (под русскую народную мелодию).
Музыкальный руководитель: Зайчику пора возвращаться в лес осенний. Скажем ему до свидания.
Дети: До свидания. (Зайчик уходит.)
Музыкальный руководитель: Ну что ж и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и покружимся один раз вокруг себя. (Кружатся.) Вот мы снова вернулись в детский сад. Скажите мне пожалуйста, что вам понравилось на лесной полянке?
Лера: Мне понравилось кружиться с листочками.
Миша: А мне играть в игру «Солнышко и дождик».
Ирина: А мне петь песенку зайчику.
Камилла: А мне танцевать с зайчиком.
Музыкальный руководитель: А что тебе Камилла было трудно выполнять?
Камилла: Мне было тяжело кружиться на носочках.
Музыкальный руководитель: Хорошо. Мы еще позанимаемся и ты обязательно научишься. А тебе Мишенька, что было тяжело выполнять?
Миша: А мне плавно качать листочек над головой.
Музыкальный руководитель: Мы с вами еще будем разучивать это движение и у тебя оно обязательно получится. А теперь пришло время и нам прощаться. До свиданья дети. (Пою.)
Дети: До свидания. (Поют.)
Литература:
- «Музыкальные занятия». Разработки и тематическое планирование. Вторая младшая группа/авт.-сост. Т.А.Лунева. – Волгоград: Учитель, 2008.-191с.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой.
- «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой/