Цели урока: обобщение изученного материала, формирование вычислительных навыков, развитие внимания, логического мышления учащихся, повышение интереса к предмету, формирование умения работать в группе, повышение общей культуры учащихся.
Оборудование:
- Игровое поле с названием конкурсов.
- Реквизит, необходимый для конкурсов ( карточки с конкурсами в ходе игры передаются командам).
- Знак «Х» и «О» для заполнения табло.
Участники: В игре участвуют две команды.
Одна из команд получает название «Крестики», а другая – «Нолики». Перед игрой каждая команда выбирает себе капитана.
Капитан берет на себя руководство своей командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над общими заданиями, умело распределяет задания между игроками команды.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
В клетках поля записаны названия девяти конкурсов. Капитан команды «Крестики» получает право выбрать конкурс.
Учитель раскрывает суть конкурса. Каждая команда получает необходимые материалы.
Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием. Если ни одна из команд не справилась с заданием, команды получают дополнительное время. Победившая команда получает право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.
В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или поставить на поле 5 своих значков.
Игровое поле
Угадай, что это? | Конкурс сыщиков | Исторический вопрос |
Конкурс переводчиков | Великая мудрость | Найди ошибку |
Сообрази! | Секретное послание | Четырехугольник с секретом |
Угадай, что это?
Если команда угадывает ответ с первой фразы – зарабатывает 5 очков, со второй – 4 очка и т.д.
1.
- Бывает в счете футбольного матча;
- никогда не стоит первым;
- особое правило при делении;
- меньше единицы;
- не относится к натуральным числам.
2.
- Встречается везде в жизни;
- имеет три измерения;
- имеет объем;
- один из них – куб;
- есть грани, ребра.
Конкурс переводчиков
Нумерация Древнего Египта: │ – единицы; - десятки; е – сотни.
Задание: перевести числа с древнеегипетской записи, выполнить действия. Ответ записать на древнеегипетском языке.
Сообрази!
За определенное время решить как можно больше задач.
- Торговка, направляясь на базар, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их, да еще десяток, то у меня была бы целая сотня!». Сколько яблок было у торговки?
- Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Какова последняя цифра.
- Что всегда только увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)
- Чем больше из нее берут, тем больше она становится. (яма)
- Как кошка может зайти в погреб с одной головой, а выйти с двумя? (если поймает мышь)
Конкурс сыщиков
Отгадай математический ребус
КОТ + КОТ = МЫШЬ
Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, разным – разные.
Великая мудрость
Предлагается расшифровать высказывание К. Гаусса.
2.2 | 1.1 | 3.2 | 1.2 | 2.2 | 1.1 | 3.2 | 1.3 | 1.4 | 1.1 |
3.5 | 1.1 | 2.5 | 1.3 | 3.5 | 1.1 | ||||
2.3 | 1.1 | 3.3 | 1.4 | ||||||
3.2 | 1.2 | 2.4 | 2.5 | 1.3 | 3.6 | ||||
3.4 | 1.3 | 3.1 | 1.2 | 2.1 | |||||
3.5 | 1.1 | 2.5 | 1.3 | 3.5 | 1.1 | ||||
2.2 | 1.1 | 3.2 | 1.2 | 2.2 | 1.1 | 3.2 | 1.3 | 1.4 | 1.3 |
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | А | Е | И | К | ||
2 | Л | М | Н | О | Р | |
3 | С | Т | У | Ч | Ц | Я |
Секретное послание
Необходимо решить каждый пример, выписывая ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу.
- (530 + 74) : 2 – 15
- 12 * 5 + 15 * 4 +225
- (370 + 122) : (317 – 313) – 25
- 320 : 20 + 200
Ключ : 1 – ь; 2 – т ; 3 – д; 4 – е; 5 – р; 6 – !; 7 – к; 8 – а; 9 – ж.
Исторический вопрос
Какой специальный значек ставился над буквами славянского алфавита для обозначения чисел?
а) черта; б) точка; в) дуга; г) титло; е) запятая.
Найди ошибку
1) Решить уравнение:
а) 2х + х * 8 = 72
3х * 8 = 72
24х = 72
х = 72 : 24
х = 3
Ответ: 3.
б) 8а + а – 7 = 256
2а = 256
а = 256 : 2
а = 128
Ответ: 128.
2) Вычислить:
а) (63 – 42) * 25 = (18 – 16) * 25 = 2 * 25 = 50
б) 52 – 50 *324 = 2 * 324 = 648
в) 105105 : 105 = 11
3) Сравни:
- 999 > 8783
- 8* > 9*
- *** > ****
- *2** > *8*
Четырехугольник с секретом
Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других?
2 | 5 | 8 | 11 | 14 |
1 | 4 | 7 | 10 | 13 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 |
2 | 6 | 18 | 54 | 162 |
5 | 10 | 20 | 40 | 80 |
Подведение итога урока, выставление оценок и награждение победителей.