Урок-игра по теме "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


Цели урока: обобщение изученного материала, формирование вычислительных навыков, развитие внимания, логического мышления учащихся, повышение интереса к предмету, формирование умения работать в группе, повышение общей культуры учащихся.

Оборудование:

  1. Игровое поле с названием конкурсов.
  2. Реквизит, необходимый для конкурсов ( карточки с конкурсами в ходе игры передаются командам).
  3. Знак «Х» и «О» для заполнения табло.

Участники: В игре участвуют две команды.

Одна из команд получает название «Крестики», а другая – «Нолики». Перед игрой каждая команда выбирает себе капитана.

Капитан берет на себя руководство своей командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над общими заданиями, умело распределяет задания между игроками команды.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

В клетках поля записаны названия девяти конкурсов. Капитан команды «Крестики» получает право выбрать конкурс.

Учитель раскрывает суть конкурса. Каждая команда получает необходимые материалы.

Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием. Если ни одна из команд не справилась с заданием, команды получают дополнительное время. Победившая команда получает право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.

В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или поставить на поле 5 своих значков.

Игровое поле

Угадай, что это? Конкурс сыщиков Исторический вопрос
Конкурс переводчиков Великая мудрость Найди ошибку
Сообрази! Секретное послание Четырехугольник с секретом

Угадай, что это?

Если команда угадывает ответ с первой фразы – зарабатывает 5 очков, со второй – 4 очка и т.д.

1.

  • Бывает в счете футбольного матча;
  • никогда не стоит первым;
  • особое правило при делении;
  • меньше единицы;
  • не относится к натуральным числам.

2.

  • Встречается везде в жизни;
  • имеет три измерения;
  • имеет объем;
  • один из них – куб;
  • есть грани, ребра.

Конкурс переводчиков

Нумерация Древнего Египта: │ – единицы;  - десятки; е – сотни.

Задание: перевести числа с древнеегипетской записи, выполнить действия. Ответ записать на древнеегипетском языке.

Сообрази!

За определенное время решить как можно больше задач.

  1. Торговка, направляясь на базар, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их, да еще десяток, то у меня была бы целая сотня!». Сколько яблок было у торговки?
  2. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Какова последняя цифра.
  3. Что всегда только увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)
  4. Чем больше из нее берут, тем больше она становится. (яма)
  5. Как кошка может зайти в погреб с одной головой, а выйти с двумя? (если поймает мышь)

Конкурс сыщиков

Отгадай математический ребус

КОТ + КОТ = МЫШЬ

Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, разным – разные.

Великая мудрость

Предлагается расшифровать высказывание К. Гаусса.

2.2 1.1 3.2 1.2 2.2 1.1 3.2 1.3 1.4 1.1
    3.5 1.1 2.5 1.3 3.5 1.1    
      2.3 1.1 3.3 1.4      
    3.2 1.2 2.4 2.5 1.3 3.6    
    3.4 1.3 3.1 1.2 2.1      
    3.5 1.1 2.5 1.3 3.5 1.1    
2.2 1.1 3.2 1.2 2.2 1.1 3.2 1.3 1.4 1.3

Ключ:

     1   2   3   4   5   6 
1 А Е И К    
2 Л М Н О Р  
3 С Т У Ч Ц Я

Секретное послание

Необходимо решить каждый пример, выписывая ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу.

  1. (530 + 74) : 2 – 15
  2. 12 * 5 + 15 * 4 +225
  3. (370 + 122) : (317 – 313) – 25
  4. 320 : 20 + 200

Ключ : 1 – ь; 2 – т ; 3 – д; 4 – е; 5 – р; 6 – !; 7 – к; 8 – а; 9 – ж.

Исторический вопрос

Какой специальный значек ставился над буквами славянского алфавита для обозначения чисел?

а) черта; б) точка; в) дуга; г) титло; е) запятая.

Найди ошибку

1) Решить уравнение:

а) 2х + х * 8 = 72
3х * 8 = 72
24х = 72
х = 72 : 24
х = 3
Ответ: 3.

б) 8а + а – 7 = 256
2а = 256
а = 256 : 2
а = 128
Ответ: 128.

2) Вычислить:

а) (63 – 42) * 25 = (18 – 16) * 25 = 2 * 25 = 50
б) 52 – 50 *324 = 2 * 324 = 648
в) 105105 : 105 = 11

3) Сравни:

  • 999 > 8783
  • 8* > 9*
  • *** > ****
  • *2** > *8*

Четырехугольник с секретом

Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других?

  2     5     8    11   14 
1 4 7 10 13
3 4 5 6 7

1 2 4 8  16 
2 6  18   54  162
  5    10  20 40 80

Подведение итога урока, выставление оценок и награждение победителей.