Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


В начальных классах работа над личностным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение.

Анализ образовательной практики показывает, что и сегодня у учителей начальных классов нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллектуальное и творческое развитие младших школьников. Проблема заключается в непонимании того, что все школьные предметы имеют большие, чем принято считать. возможности в интеллектуально-творческом развитии школьника.

Исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет сегодня одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только инновационных, но и многих обычных общеобразовательных школ. Однако исследовательский подход к обучению в подавляющем большинстве случаев рассматривается только по отношению к подросткам и старшим школьникам, а рассуждения о “научной” деятельности учащихся начальных классов иногда вызывает удивление и даже протест. Между тем младшие школьники активно проявляют интерес к исследовательской деятельности, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых, экспериментальных, исследовательских заданий. Исследовательские работы обеспечивают влияние изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, способствуют более эффективному решению задач воспитания и развития личности. Поэтому можно утверждать, что привлечение младших школьников к правильно организованной и содержательно насыщенной исследовательской деятельности будет в перспективе содействовать разрешению многих проблем современного школьного образования, в том числе – помогать ученикам в выборе профессии.

Привлечь школьников к самостоятельной учебной деятельности можно путём использования исследовательских моделей обучения. Изучая особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, учёные отмечают, что в своих важнейших процессуальных характеристиках исследовательской деятельности школьников в принципе соответствует логике научного исследования [1]. Нередко приходится слышать, что исследовательская деятельность младших школьников – это лишь игра в науку, и если анализировать определение игры, то так оно и есть, однако в этом случае речь идёт об игре серьёзной, обучающей и развивающей, выполняющей свои функции по освоению школьниками специфических для научного познания способов деятельности.

Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты школьники непременно должны представлять в виде проекта, поскольку работа над проектом на завершающем этапе исследования даёт возможность ещё раз осмыслить ход поиска, оценить степень обоснованности выводов, структурировать и логически выстроить весь наработанный материал. Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной, познавательной и конструкторской деятельности учащихся в течение определённого отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающее использование совокупности разнообразных методов, интегрирование имеющихся знаний, применение сведений из различных областей науки, техники и технологии, творчества.

Проблема использования метода проектов в обучении основательно исследована в работах Е.С. Полат. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов, которые адаптированы с учётом особенностей возраста младших школьников. Эти требования необходимо предъявлять учащимся с первых минут включения их в проектную деятельность. Вместе с тем дети этого возраста ещё не способны проявлять полную самостоятельность, поэтому предлагаемые задания должны быть посильны.

Опыт подтвердил утверждение педагогов-теоретиков, что в начальной школе эффективно могут быть реализованы следующие типы проектов:

- творческие, которые позволяют ребёнку проявить и развить свои способности;

- ролевые, игровые, участвуя в которых ребёнок “примеряет” на себя чей-то образ и таким образом познаёт чей-то мир, учится строить взаимоотношения в нём;

- ознакомительно-ориентировочные, предполагающие глубокую аналитическую работу с полученной информацией;

- практикоориентированные, завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребёнку почувствовать свою социальную значимость;

- собственно исследовательские, направленные на развитие у школьников исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления, исследовательской культуры.

Детям под силу самостоятельное выполнение проектов, которые организуются внутри одного класса, а могут и выходить за его рамки. В связи с тем, что у младшего школьника только начинает развиваться непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов нецелесообразно. Наиболее оптимальными являются краткосрочные проекты (неделя), более длительные (четверть). Было установлено, что наиболее интересными для учеников начальных классов являются те проекты, которые имеют социальный характер, позволяют приобрести опыт общественной деятельности, включают ученика в процессы осмысления социальной действительности, формируют его самосознание. Дети проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующим школьников, если проблемы выдвигали они сами.

Творческая исследовательская деятельность учащихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для детей на данном этапе развития. Одна из основных значимых ценностей для младшего школьника – осознание себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Вряд ли правомерно говорить о научно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, поскольку существуют конкретные критерии отнесения той или иной деятельности человека к занятиям наукой. Научно-исследовательской, как правило, не называют и деятельность учеников основной и старшей школы, участвующих в работе различных научных обществ учащихся. Исследовательскую деятельность следует называть учебно-исследовательской, так как она направлена главным образом на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации, усвоение приёмов и способов самостоятельного познания, исследовательских методов работы. Но такая работа предполагает самостоятельное творческое исследование темы, что и позволяет сформировать необходимые для исследования качества: понимание сущности познания, владение методикой научного анализа явлений, умение осуществлять исследовательскую, коллективную и индивидуальную работу. Поэтому можно сказать, что разделение исследовательской деятельности на учебную и научную весьма условно, поскольку оба эти вида деятельности служат одной цели – формированию психологической и практической готовности к исследовательской работе, в том числе выработке исследовательских умений, развитию творческой активности, самостоятельности. Основное же различие между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью заключается в степени самостоятельности субъектов этой деятельности при выполнении исследования и в уровне новизны полученного результата.

В работе с учениками начальных классов особое внимание необходимо уделять организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание детьми собственных творческих, исследовательских проектов. Эти работы можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы [1]. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований – развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально – только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Вместе с тем возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. Например, использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков позволяет повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Так, на одном из интегрированных уроках окружающего мира и художественного труда ученикам было предложено систематизировать информацию по теме “В царстве лесных грибов”. Для этого использовались приёмы работы с дидактическим материалом, задания проблемного характера. предполагавшие анализ связи грибов с лесным сообществом, взаимоотношений между отдельными компонентами. При правильном ведении учителем беседы, постановке проблемных вопросов, проблемном изложении информации у школьников могут быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек. Значит, каждый из нас в ответе за то, что происходит в окружающем природном мире; только человек может как разрушить, так и спасти природу.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегрированные уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских заданий, дают вполне конкретные результаты:

  • повышается уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
  • изменяется уровень мыслительной деятельности детей, учебный материал рассматривается как самостоятельно добываемая для них важная информация, а не как то, что требует запомнить учитель;
  • использование учениками в процессе исследовательских заданий произведений музыки, изобразительного искусства, художественной литературы способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;
  • ярче проявляются познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
  • школьники активно участвуют в творческой проектной деятельности, результатом которой могут быть рисунки, поделки, сообщения, сочинения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.

Например:

  1. В 2007/2008 учебном году мы с учениками подготовили проект “В царстве лесных грибов”. Учащиеся провели исследовательскую деятельность о различных видах грибов, изготовили макеты грибов, много было рисунков.
  2. В 2008/2009 учебном году был подготовлен проект “Театр на столе”. Было собрано много материала о театре кукол. Изготовлены поделки героев сказки “Царевна лягушка”, декорации к сказке.
  3. В 2009/2010 учебном году – защита проекта “Пасхальное яйцо”. Много собрано материала о различных видах пасхальных яиц. Поделка пасхального яйца была изготовлена из папье-маше, а потом красочно разрисована. Защита проходила в виде инсценировок пасхальных сценок.
  4. В 2010-2011 учебном году была проведена исследовательская работа “Путешественники XIX века”. Ребята собирали материал о путешественниках, чертили карты-маршруты. Искали портреты путешественников.

Проведённый устный опрос учащихся позволил выявить их выраженное позитивное отношение к организации исследовательской работы в целом и к работе над творческими проектами по итогам проведённых исследований.

Следует также отметить значение организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в повышении профессиональной компетентности и педагогического мастерства самого учителя. Эта работа стимулирует непрерывное, содержательное и методическое самообразование педагогов, освоение ими инновационных форм и методов поиска и обработки информации, её творческого использования и предъявления. Развивается креативность и критичность мышления, рефлексивные умения. Деятельность учителя, организующего исследовательскую работу детей, становится источником передового педагогического опыта. Так, по итогам всех исследовательских работ было подготовлено выступление и проведён мастер-класс (2011 г.) в ВОИПКРО г. Воронежа для учителей начальных классов.

А проект “Театр на столе” принимал участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок” (2010/2011 гг.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном методическом обеспечении этого компонента учебной работы можно значительно улучшить эффективность процесса обучения в начальной школе, не только повысить уровень знаний учащихся, но и способствовать их личному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала.

Литература

1. Савенков А. И. “Учебное исследование в начальной школе”, журнал “Начальная школа” – 2000 г. - №12 – с.101-108.

Приложение