Цели:
Образовательные: Обобщение представлений о зиме, актуализация словаря по теме: «Зима», совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней, совершенствование навыка пересказа;
Коррекционные: Развивать артикуляционную моторику; Развивать физиологическое дыхание; Профилактика зрительных расстройств; Развивать логическое мышление, речевую память, внимание, воображение; Развивать слуховое внимание; Развивать ориентировку в пространстве; Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; Развивать связную речь, умение пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу;
Воспитательные: Развивать умение слушать взрослого и друг друга; воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Оборудование: Картинка-загадка с предметными картинками (снежинка, санки, снеговик) <Приложение 1>, зеркала, запись музыки П. Чайковского «Зимнее утро», «Щелкунчик», картина И. Грабаря «Роскошный иней» <Приложение 2>, изображение четырех времен года <Приложение 3>, самодельные снежинки на каждого ребенка, мнемотаблица к рассказу Д. Зуева «Зимний лес» <Приложение 4>, героиня Метелица, призы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на картинку-загадку <Приложение 1> и скажите, какого предмета не хватает?
Снежинка | Снегирь | Снеговик |
Снегирь | Снеговик | Снежинка |
Снеговик | Снежинка | ? |
Дети отгадывают, логопед прикрепляет снегиря вместо знака вопроса.
– Какая картинка в верхнем правом углу? В верхнем левом углу? В нижнем правом? В нижнем левом?
II. Артикуляционная гимнастика
Приготовили зеркала. Давайте представим, что сегодня морозное солнечное утро. Мы сегодня проснулись в отличном настроении (улыбка). Мы выпили чай («Слоник») с вишневым вареньем («Варенье») и блинчиками («Блинчик»). Оделись по-зимнему и вышли на прогулку, спустились по лесенке («Язычок перешагивает через зубки»). Потом поднялись в горку («Горка»). Кто-то из нас взял с собой лыжи и будет кататься на лыжах («Змейка»). Кто-то взял лопатку и будет строить крепость («Лопатка»). Кто- то слепит снеговика («Надуваем щеки»). Кто-то захватил ледянки («Лодочка»), будет кататься на ледянках. А кто скатится с горы на санках («Саночки»). Как много развлечений для ребят зимой!
III. Игра «4 времени года»
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о зиме)
Логопед вызывает четверых детей, раздает им карточки с изображением времен года<Приложение 2> и просит их встать в правильной последовательности, что за чем идет в природе. Дети встают: осень, зима, весна, лето. Времена года перечисляются в такой последовательности логопедом.
Логопед задает вопросы: Какое время года бывает перед зимой? (Перед зимой бывает осень? Какое время года приходит после зимы? (После зимы наступает весна). Какое время года между осенью и весной? (Между осенью и весной зима).
IV. Беседа о зиме
Звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро» (3-4 минуты). Дети рассматривают картину И. Грабаря «Роскошный иней»<Приложение 3>. Логопед выключает магнитофон.
– Перед вами картина художника И.Грабаря «Иней». Какая красивая зимняя природа! Что вы можете рассказать о зиме, о зимней природе? Назовите признаки зимы. (Зимой все вокруг покрыто снегом. Зимой падают и кружатся снежинки. Зимой морозно. Зимой на ветвях деревьев лежит снег. Зимой день короче ночи. Зимой дети лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах, коньках, ледянках. Зимой люди одевают теплую одежду.).
V. Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе, рассматривание картин русских художников о зиме [1].
Ребята подготовили стихи о зиме, давайте их послушаем.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А.Пушкин)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И подснежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф.Тютчев)
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней.
(А. Фет)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
(С. Есенин)
VI. Физкультминутка [5]
Ветер ветками играет (Руки поднимают вверх, покачивают их из стороны в сторону),
Снегом землю засыпает (Руки опускают плавным движением перед собой).
Сыплет снежная пороша (Движения руками сверху вниз, пальцы растопырены, шевелятся).
Прямо в детские ладошки (Хлопки, показывают ладоши).
Зимние забавы: покатаемся на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежки.
VII. Дыхательные упражнения
Когда мы видим первые снежинки, то понимаем, что приходит время зимы. (Дети берут снежинки на ниточках и дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)
VIII. Упражнение для коррекции зрения [4]
Мы снежинку увидали, –
Со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)
Дети сморят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
(Дети кладут снежинки на стол)
Глазки закрываем,
(Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают.
IX. Чтение логопедом рассказа Д. Зуева «Зимний лес» под музыку П. Чайковского «Зимнее утро» [1]
Логопед достает книгу и читает.
«Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе!»
X. Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблиц
Открывается мнемотаблица <Приложение 4>.
Логопед: Поговорим о том, что сейчас вы услышали. Поможет вам ответить на мои вопросы таблица.
- С чего рассказ начинается? Как стало в лесу после метели? (Пробушевала метель, и лес преобразился. Стало тихо)
- Как вы понимаете слово «преобразился»? (Стал другим, изменился).
- Зимний лес кого напомнил автору ? (стоит лес, словно витязь в хвойной кольчуге)
- Дальше о ком говорит автор? (синичка сядет на ветку, а ветка не дрогнет)
- В рассказе как описаны елочки? (На поляне стоят крохотные елочки. Их занесло снегом. Как они хороши!)
- Елочки стоят особняком. Что это значит «особняком»? (стоят в стороне, особо)
- Елочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слово «пригожи»? (очень красивы)
- В рассказе как описан глубокий сон зимней природы? (деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне).
- О сверкании снега автор что говорит? (Сверкает снег, вспыхивают блестящие искры)
- Рассказ как заканчивается? (Хорош лес в зимнем уборе!)
Молодцы! На мои вопросы вы ответили отлично. А теперь вам предстоит пересказать рассказ, поэтому еще раз прослушайте его.
XI. Повторное чтение рассказа Д. Зуева
Логопед советует детям смотреть на таблицу внимательно.
XII. Пересказ рассказа детьми
Логопед предлагает пересказать текст с помощью мнемотаблицы. Двое детей пересказывают, затем логопед вместе с детьми оценивает их работу.
XIII. Итог занятия
Как много мы сегодня успели: вспомнили признаки зимы, поиграли со снежинками, пересказали рассказ с помощью картинок. Вы слышите, кто-то спешит к нам.
Появляется Метелица (переодетый воспитатель) под музыку П. Чайковского из «Щелкунчика».
Метелица (входит, кружась): Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам из снежной страны. Как у вас красиво! Какие вы нарядные! Вы знаете, мое самое любимое занятие – украшать лесные елочки снежными кружевами. У вас тоже есть елочка! Только она грустная. Давайте ее развеселим.
Логопед: Ребята, давайте украсим ее нашими снежинками!
Дети украшают елочку под музыку из «Щелкунчика», садятся на ковер около елочки.
Метелица: Какая елочка стала нарядная, веселая. Вы развеселили елочку, у елочки для вас есть сюрприз.
Под елочкой Метелица находит мешочек с конфетами, она угощает всех ребят.
Список использованной литературы:
- Н.В. Нищева. Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР из цикла «Четыре времени года»// Дошкольная педагогика, ноябрь 2007. – с. 36-38.
- О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – Санкт-Петербург: Издательский дом «ЛИТЕРА». – с. 34, 79-91.
- Н.Э.Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 – М: Издательство «Гном и Д», 2005. – с. 18.
- Родионова Е.Ю., учитель-логопед 1-й категории МДОУ детский сад №1, п. Новозавидовский, Конаковский район, Тверская область. Конспект фронтального открытого занятия (подготовительная группа). Тема. «Зима. Зимние забавы» // Logoped.ru
- Н.Г. Метельская. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М: ТЦ Сфера, 2010. – с. 40.