Математический диктант в 5-м классе

Разделы: Математика


Хорошо известно, что устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.

Хорошо развитые навыки устного счета – одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо, когда учащиеся приходят к нам из начальной школы. Именно в 5-6 классах закладываются основы обучения математики. Если не научить считать в этот период, в дальнейшем появятся трудности в работе.

Часто сталкиваешься при устном счете с такой проблемой, как охват всех учащихся. При наполняемости классов в среднем 30 человек это довольно проблематично. Как правило, классы по силам неоднородны, сильные ученики выполняют все упражнения довольно быстро, это приводит к тому, что постоянно отвечают одни и те же, и им становится скучно. Другие же имеют возможность либо вообще отлынивать от устных упражнений, либо выполнять их от случая к случаю. Смысл же заданий устного счета в том, чтобы каждый ученик выполнил весь объем вычислений, а учитель имел возможность быстро и легко проверять работу учащихся.

Хорошо с этой проблемой можно справиться при помощи математического диктанта.

Цель этого вида работы: во-первых, подготовить учащихся к продуктивной работе на всем протяжении урока, значит, среди этих упражнений должны быть задания на восстановление опорных заданий и умений. Во-вторых, первичная проверка знаний по теме. И, в-третьих, постоянно проводить работу по поддержанию и совершенствованию ранее сформулированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков.

Работу по подготовке проведения математического диктанта я провожу следующим образом: на доске по вариантам кратко выписываю условия к заданиям (числа, рисунки), сами же задания проговариваю устно. Пятое задание, как правило, общее, носит занимательный характер.

Очень удобно в 5-6 классах использовать при этом заранее подготовленные бланки, в которых дети записывают только ответы. Причем использовать их можно многократно. Такой вид проверочной работы позволяет учителю получить достаточно быструю и подробную информацию об уровне усвоения пройденного материала, как отдельными учениками, так и классом в целом. Так как задания к диктанту достаточно простые, в журнал выставляется итоговая оценка по результатам трех работ.

Фамилия ученика, класс, вариант
Дата 1 2 3 4 5 оценка
             

В Приложении представлены задания по темам, соответствующим учебнику Н.Я. Виленкина и др. ”Математика. 5 класс” (разные годы издания).