Нравственного воспитания учащихся – одна из наиболее важных задач педагогики. Приобщение учащихся к искусству позволяет развивать нравственность, а так же познавательную активность, зрительную память, аналитическое и образное мышление, наблюдательность.
Благодаря интеграции «Столярного дела» и кружка декоративно-прикладного творчества учащимся предоставляется возможность изготавливать более сложные, более объёмные изделия. Учащиеся оформили мастерскую и оформляют школу. При изготовлении таких изделий в мастерской царит атмосфера созидания, заинтересованности, непринуждённости, состояние вдохновения, у учащихся появляется взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание за общее дело. Особое место занимает изготовление серии деревянных резных панно «Омские храмы», при их изготовлении учащиеся воспитываются духовно и нравственно. Некоторые работы подарены ребятами в храмы Омска.
Учащиеся кружка «Умелые руки» провели исследование по теме: «Интеграция предмета «Столярное дело» и кружка «Умелые руки», как фактор развития нравственного воспитания учащихся».
В течение полугодия мальчики 8а класса занимались на интегрированных занятиях «Столярного дела» и творческой мастерской «умелые руки». А ребята 8б класса занимались только на уроках «Столярного дела». Во время занятий предлагалось несколько вариантов изготовления изделий:
- Изготовление изделий для себя.
- Изготовление изделий для оформления школы.
- Изготовление изделий для подарков в детский дом, детские сады, в церкви села и города.
Большинство ребят из 8б класса предпочли 1-й вариант, а мальчики из 8а класса в подавляющем большинстве предпочитали 2-й и 3-й варианты. Мальчики 8а класса, изготавливая резные панно Омских храмов, говорят, что даже думать о плохом не могут, в голову им приходят только «светлые» мысли.
Мы решили подтвердить с помощью тестов, что связь уроков «Столярного дела» и творческой мастерской «Умелые руки» развивает нравственное воспитание учащихся.
В начале нашего исследования, в сентябре, мы провели первичную диагностику учащихся 8а и8б классов, по методике разработанной кандидатом психологических наук С.М. Петровой.
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «в», «б» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в большей степени. (Бланк с пословицами см. приложение №1). Для успешного проведения диагностики необходима анонимность.
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение количества выборов. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся. И наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
За 100% нравственной воспитанности взято 15 выбранных пар «а» и «в».
Ребята выбрали пары пословиц следующим образом:
В 8а классе из 10 мальчиков:
- 5 выбрали -10пар «а», «в»
- 2 выбрали -12пар «а», «в»
- 2 выбрали -13пар «а», «в»
- 1 выбрал -15пар «а», «в»
В целом % нравственной воспитанности класса оказался = 77
В 8б классе из 9 мальчиков:
- 4 выбрали -10пар «а», «в»
- 2 выбрали -11пар «а», «в»
- 1 выбрал -12пар «а», «в»
- 2 выбрали -14пар «а», «в»
В целом % нравственной воспитанности класса оказался = 76
В конце нашего исследования, в марте, была также проведена повторная диагностика с целью, выявить нравственную воспитанность учащихся. Для выходящей диагностики учащимся предложен тест составленный доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой.
Учащимся был дан тест с 31 вопросом, на каждый вопрос дано три ответа под буквами «а», «б», «в», ребята должны выбрать один из предложенных ответов и обозначить его знаком *. (Тест см. приложение №2).
За 100% нравственной воспитанности берётся количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
- Под буквой «а» сосчитать * на вопросы 1,4,14,15,27,29,30.
- Под буквой «б» сосчитать * на вопросы 5,7,13,16,18,20,22,23,28.
- Под буквой «в» сосчитать * на вопросы 2,3,6,8,9,11,12,19,24,31.
В 8а классе 13 и более указанных выше вариантов из 10 мальчиков выбрало -9, что составляет 90%.
В 8бклассе 13 и более указанных выше вариантов из 9 мальчиков выбрало -7, что составляет78%.
Если проанализировать результаты тестирования, то можно сделать следующий вывод: у ребят, которые занимаются на интегрированных занятиях «Столярного дела» и кружка «Умелые руки», уровень нравственного воспитания выше.Из этого следует, что работа на совместных занятиях очень полезна, так как нравственные молодые люди очень нужны как школе, так и после её окончания, государству, независимо от того какую профессию они выберут, и на каких должностях будут работать.