Задачи: Закреплять и уточнять знания детей о времени года - зима. Расширять словарный запас детей: снег, снежинка, зима, снеговик. Активизировать речь детей через художественное слово. Закреплять навыки аппликации; уточнять знания цветов; уметь различать большой – маленький круг; формировать интерес к аппликации. Развивать чувство композиции при наклеивании готовых форм, мелкую моторику рук, мышление, речь, память.
Материалы: геометрические фигуры- круги, аппликационная бумага, клей, кисти.
Предварительная работа: Наблюдение, игры со снегом, лепка снеговика, рассматривание картины "Вот это снеговик!" Чтение стихотворений о зиме.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Дети встают в круг, воспитатель читает стихотворение.
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
Воспитатель: о каком времени года стихотворение?
Дети: зима!
Воспитатель: правильно, это зима, зимнее время года. Что еще бывает зимой?
Дети: (ответы детей).
На улице стало холодно, солнышко не греет, на небе тучки темные, дует ветер, птицы улетели в теплые края. Все надели теплые куртки, шапки, сапожки.
Воспитатель: а когда идет снег, кто знает, как это называется?
Дети: снегопад.
Физкультминутка:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Лёгкие пушинки,
Белые снежинки.
(У нас получился замечательный снегопад, давайте покружимся как белые снежинки).
Стук в дверь: входит снеговик
Снеговик: здравствуйте, ребята!
Меня, не растили,
из снега слепили,
вместо носа морковка,
вместо глаз угольки".
– Кто же я?
Дети: снеговик.
Воспитатель: здравствуй, снеговик! Ты пришел к нам в гости?
Снеговик: я пришел к вам, чтобы вы мне помогли! Мне очень грустно, я один на улице, а так хочется, чтобы у меня были друзья. Много друзей. Сможете ли вы мне помочь?
Воспитатель: дети можем ли мы помочь снеговику?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: обращает внимание детей на снеговика, спрашивает, из чего снеговик сделан?
Дети: из снега.
Воспитатель: ребята, а какой снег?
Дети: снег бывает белый, пушистый, холодный, тает на ладонях, потому что они теплые.
Воспитатель: у нас на столах лежат круги разной величины, какие они?
Дети: большие, маленькие.
Воспитатель: просит детей назвать, что можно смастерить из кругов.
Дети: из кругов можно сделать что-нибудь круглое: неваляшку, колобка, солнышко, снеговика …
II3. Практическая часть
Воспитатель: давайте для нашего гостя сделаем снеговика, используя наши геометрические фигуры.
Воспитатель показывает детям приемы и последовательность наклеивания геометрических фигур.
А теперь посмотрите, что у меня получилось?
Дети: снеговик.
Воспитатель: правильно, теперь один друг у нашего гостя уже есть.
Пальчиковая гимнастика "Снеговик".
Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок".
Кати по снегу свой снежок — "Катят".
Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. "Рисуют" руками снеговика.
Его улыбка так светла! Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.
Воспитатель: а теперь попробуйте и вы.
Дети выполняют аппликацию по образцу воспитателя.
В ходе работы детей звучит музыка (на выбор).
Проводится индивидуальная работа с малоактивными детьми.
III. Заключительная часть.
Снеговик рассматривает работы детей, благодарит их за то, что у него стало много друзей.
Дети приглашают снеговика поиграть в игру.
Подвижная игра:
Снег, снег кружится.
Белая вся улица
Собрались в кружок
Завертелись, как снежок.
Снеговик: молодцы ребята! Порадовали вы меня, помогли мне. Но пришла пора мне возвращаться, стало жарко. А жару я не люблю, могу растаять. До свидания!
Дети: до свидания Снеговик!
Воспитатель: мы сегодня с вами поговорили о зиме, поиграли, подарили нашему гостю друзей-снеговичков. Вам понравилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а сейчас, давайте, отдохнем!