Цели урока.
Образовательные.
- Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто.
- Обучать правильному, выразительному чтению и исполнению поэтических произведений.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес и любовь к чтению.
- Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям: честность, вежливость, трудолюбие.
- Воспитывать умение слушать других.
Развивающие.
- Развивать фонематический слух, творческие способности, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, умение работать с текстом.
- Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
- Развивать словарный запас.
Здоровьесберегающие.
- Создание благоприятного психологического климата.
- Предупреждение утомляемости детей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, передавая настроение; отвечать на вопросы; называть героев стихов и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию к содержанию стихов.
Оборудование: портрет А.Л. Барто, выставка книг, детские рисунки, пословицы о книгах, игрушки, презентация.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Все умеем мы читать –
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!
- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация опорных знаний обучающихся. Постановка темы и целей урока.
- Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. Нас ждут новые открытия и интересные задания.
1. Перед вами шифровка. Она поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Вашим помощником станет алфавит. У каждого на парте лежит карточка с алфавитом. Используя её, определите, что должно стоять на месте вопросительного знака. Слайд 2.
18 | 20 | 2 | 1 | 16 |
Р | Т | Б | А | ? |
- Что обозначают цифры? (Порядок букв в алфавите)
- Значит, что должно быть на месте вопросительного знака? (Буква О)
- Какое слово получилось? (Барто)
- Что вы знаете об этом человеке? (Ответы детей)
Мы будем путешествовать по стихам. Все стихи, которые вы сегодня услышите, сочинила всеми любимая нами Агния Барто.
1 ученик:
Сколько звёзд в небесах,
Сколько цвету в лесах.
Сколько капель в морях
Сколько книг на земле!
Проживают они
Вместе с нами в домах.
2 ученик:
Жить без книг Агнии Барто
Мы не могли бы хорошо.
Дорог нам их вечный свет
Книгам добрым, интересным
Всем мы классом шлём привет!
IV. Работа по теме урока. Путешествие по станциям.
1 станция – ознакомительная
Ребята, отгадайте, на чём мы будем сегодня путешествовать:
Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Первая с трубой,
Тянет всех за собой.
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь - сороконожка.
По дорожке той ползет
Весь обед один везет. (Поезд)
Итак, мы с вами отправляемся в путь.
Учитель: Слайды 3-5. Агния Львовна Барто - замечательный детский писатель. Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством А.Л. Барто.
Она родилась в Москве (1906-1981) в семье врача-ветеринара. Писать стихи начала ещё в школьные годы. В 1925 году вышла её первая детская книга. С тех пор она стала писать стихи и поэмы для детей разных возрастов. Агния Барто очень любила детей, у нее были и свои дети, а потом родился внук. Назвали его Володя. Своему внуку Агния Барто посвятила стихи “Вовка - добрая душа”. На стихи А. Барто написано много песен для детей. Она писала стихи о хороших и плохих детей, об игрушках… В 1950 году за книгу “Стихи детям” ей присуждена Государственная премия.
2 станция – поэтическая. Слайд 6.
Заранее подготовленные ученики читают стихи Барто из цикла “Игрушки”.
“Зайка”, Кораблик”, “ Фонарик”, “Мячик”, “Зарядка”, “Мы не заметили жука”.
Учитель: Да, ее стихи веселые, часто как бы в шутку, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее нас.
3 станция – театральная. Слайд 7
Учитель: Агния Барто написала разные смешинки. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
“Непослушная кошка”
Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?
Света. Его кошка съела.
Мама. Зачем ты ей позволила?
Света. Да я не позволяла, я ей сказала: “Не трогай”, а она говорит: “Не твоё дело!”.
“Волшебные очки”
Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадках много ошибок.
Учитель: Хорошо зная детей, Агния Львовна подмечала у них хорошее, и плохое. Хорошему радовалась, а над плохим смеялась. Смеёмся и мы, её читатели. Смеёмся и понимаем: чтобы над ними не смеялись, не будем совершать глупых поступков.
Инсценировка стихотворения “Как Вовка стал старшим братом”.
Физкультминутка.
Учитель: А сейчас давайте отдохнем. И в этом нам поможет тоже А.Л. Барто. Давайте на время превратимся в маленьких воробышков.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив, чив, чил!
4 станция – конкурсная. Слайд 8-9
Отгадайте, к какому стихотворению А.Барто подходят эти картинки. (Слайды 8-9)
(Ответы детей).
5 станция – игровая. Слайд 10
Игра “Как зовут девочку, мальчика?” (Дети угадывают имена из стихотворения и называют стих)
1. Как звали мальчика, который был самосвалом? (Алёша, “Жил на свете самосвал”)
2. Как зовут девочку, у которой много дел? (Танюша, “Помощница”)
3. Как звали учительницу, где дети по собачьи лаяли и не слыхали её замечаний? (Анна Николаевна, “Игра в стадо”)
4. Как звали мальчика, у которого в дневнике одни пятёрочки (Ванечка, “Жил на свете Ванечка”)
5. Как зовут девочку, которая едет в новенькой коляске? (Настенька, “Настенька”)
6. Как звали учительницу, к которой прибежал 3 класс и закричал. (“Спасите нас, мы не то посеяли!”. Анна Алексеевна, “Посеяли мак”)
7. Как звали мальчика, у которого на носу была оса? (Витя, “Тихий час”)
8. Про какого мальчика решили спеть песенку? (Петя, “Песенка про Петю”)
Игра “карточки” - расположи строчки так, что бы получилось 4-стишье (звучит музыка). Стихотворение “Флажок”.
6 станция – литературная. Слайд 11
“Угадай стихотворение по строкам”.
1. Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами. (“Помощница”)2. А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли! (“Лягушата”)3. А то отправим Зину
Обратно в магазин. (“Резиновая Зина”)4. Хоть сыночек не велик,
Не велик,
Мама трусить не велит,
Не велит. (“Ути-ути”)5. - Мы сказали ей в ответ:
- Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы -
Мы собаки и коровы! (“Игра в стадо”)
7 станция – музыкальная. Слайд 12
Стихи Агнии Барто полюбили не только дети, но и взрослые. А композиторы написали музыку на некоторые стихи А.Барто. Сейчас мы споём все вместе весёлую песенку “Любитель-рыболов”. Музыку к ней написал М.Старокадомский (звучит песня).
Любитель-рыболов
1. С утра сидит на озере
Любитель-рыболов.
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов.
Припев:
Тра-ля-ля, тра-ля-ля-ля,
Тра-ля-ля-ля-ля-ля,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля-ля,
Тра-ля-ля-ля!
2. А озеро глубокое,
Удачный будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
Припев.
3. А песенка чудесная –
И радость в ней и грусть.
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
Припев.
4. Как песня начинается,
Вся рыба расплывается…
Тра-ля!
8 станция – кроссвордная. Слайд 13
Из какого стихотворения эти строчки:
1. Моей сестрёнке 20 дней,
Но все твердят о ней, о ней:
Она всех лучше, всех умней. (“Обида”)
2. Что посеял 3 класс? (Злаки, “Посеяли мак”)
3. Кому доктор выписал очки? (Серёже, “Очки”)
4. Был дождик, слякоть, мокрота,
Вдруг около ворот
Нашла вожатая… (Крота)
- Какой красивый … (Крот)! (“Бедняга крот”)
5. Кто побывал на стройке
И привёз отличный шлак. (Самосвал, “Жил на свете
самосвал”)
V. Подведение итогов урока.
Посещайте библиотеку, читайте и учите стихи А.Л. Барто. Ведь ее стихи добрые и Агния Львовна делится с вами частичкой своего душевного тепла. Ребята, мне хочется добавить: дарите тепло друг другу, будьте вежливы, терпимы, дорожите дружбой. Ведь не зря говорят: дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь.
Мы часто будем встречаться со стихами этой замечательной поэтессы.
VI.Рефлексия.
- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз. Мы устроим праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете жёлтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю. Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.
Литература
1. Агния Львовна Барто //Лучшие стихи. - Тула: “Родничок”; Москва: АСТ: Астрель, 2011.
2. Агния Львовна Барто //Мы с Тамарой. - Москва: АСТ: Астрель, 2009.
3. Агния Барто// Я расту. Стихи. - Москва: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.
4. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н.И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. - М., 1995. - С. 10—12.
5. Барто А.Л. Немного о себе // Вслух про себя: Сборник статей и очерков советских детских писателей. - М., 1975. - С. 22—23.
6. Заикина А. и др. Умные кроссворды. - М.: Лист, 1999.
7. Смирнова В. О творчестве Агнии Барто // Барто А. Стихи детям. - М., 1981. - С. 6—14.
8. Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки. - М.: Новая школа, 1998.
http://barto.ouc.ru/- портрет А. Барто, фрагменты биографии
http://barto.ouc.ru/agn-barto-hronos.html
http://2gnomika.ucoz.ru/_pu/0/s10201380.jpg