Цель: Лексико-грамматическое развитие речи детей
Задачи:
- способствовать усвоению норм согласования существительного с числительным в речи детей;
- развивать умение определять род существительного, образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже;
- упражняться в составлении полных, распространенных предложений по картинке.
Оборудование: билеты с вопросами, игрушки-лошадки, коврограф с набором картинок и комплектом цифр, карточки с изображением овощей, картина с изображением петуха, серия картин «Чего не хватает у животных?», индивидуальные картинки с изображением нескольких предметов, таблички с названиями лабораторий.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ и.т.д),а другому – девочек (одна девочка, две девочкИ, три девочкИ, четыре девочкИ, пять девочЕК и т.д ).
Воспитатель: Итак, всего…. Всем билетов хватило?.Мы ответили на вопрос: сколько мальчиков и сколько девочек. А вы заметили, как изменялись эти слова – мальчик и девочка, когда они вставали рядом с числом 2 и с числом 5? Давайте повторим: два мальчикА, пять мальчикОВ, две девочкИ, пять девочЕК.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на билетах что-то написано. Прежде, чем войти в научный центр, мы должны ответить на вопросы, составленные в экологической лаборатория центра. Давайте, я вам помогу прочитать.
2. Экологическая лаборатория.
Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на свое место:
- Кого много в зоопарке? (Животных)
- Кого много в море? (Рыб)
- Чего много в море? (Воды, водорослей)
- Чего много летом на деревьях? (Листьев)
- Кого много в конюшне? (Лошадей)
- Кого много в курятнике? (Кур)
- Чего много в лесу? (Деревьев)
- Чего много у тебя на голове? (Волос)
- Кого много в ульях? (Пчел)
- Чего много на ёлке? (Шишек, иголок)
- Кого много в гнезде? (Птиц)
- Чего много у ежика? (Колючек)
- Чего много на клумбе? (Цветов)
- Чего много у подсолнуха? (Семечек)
- Чего много на небе? (Звезд)
- Кого много живет в доме? (Людей)
- Чего много в большом доме? (Окон)
- Кого много в автобусах? (Пассажиров)
Воспитатель: Ну, вот мы с вами находимся в научном центре, а это – Вычислительная лаборатория (показывает табличку). Здесь учатся считать.
3. Вычислительная лаборатория
(На столе стоит семь игрушечных лошадок.)
Воспитатель: Сколько лошадок стоит на столе? (Дети считают хором)
Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок)
А теперь закройте глаза. (Убирает две лошадки) Сколько я убрала лошадок? Сколько осталось? (Ответы детей. Две лошадки убрали, пять лошадок осталось).
(Воспитатель открывает коврограф, на котором рядами расположены картинки: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и.т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами: 2, 3, 5, 6, 7).
Динамическая пауза. Лаборатория здоровья.
Переходим в Лабораторию здоровья (дети встают), здесь занимается спортом.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Девять, десять – руки вниз,
Сели, делом занялись.
4. Картинная галерея
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами в картинной галерее, знакомимся с изобразительным искусством (выставляет на мольберт картину с изображением петуха).
Кто изображен на этой картинке? Верно, петух. Про что у петуха можно сказать «одна»? (Одна голова, одна бородка).
Про что можно сказать «две»? (Две ноги, две шпоры)
Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв)
Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза)
А чего у петуха много? (Перьев)
Да, у этого петушка есть все. А теперь посмотрите на этих животных и скажите, чего у них не хватает и сколько.
Чего не хватает у кошки? (четырех лап, двух ушей)
Чего не хватает у барана? (Двух рогов)
Чего не хватает у лисенка? (хвоста)
Чего не хватает у волка? (одного уха и одной лапы)
Чего не хватает у осла? (Двух ушей)
5. Творческая лаборатория.
Воспитатель: Сейчас нам предстоит побывать в Творческой лаборатории (дети пересаживаются за столы). Для вас приготовлены картинки, они лежат изображением вниз, переверните их и рассмотрите. Что изображено на ваших картинках? Ответить нужно полным предложением (у меня в тарелке пять слив).
6. Игровая лаборатория
Воспитатель: поиграем напоследок? Мы ведь с вами находимся в Игровой лаборатории (дети становятся в круг). Подвижная игра «Мы делили апельсин»:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
7. Итог занятия
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу, пора возвращаться в детский сад. Ребята, что вам запомнилось, где мы были, что делали? На память о нашей экскурсии в научный центр «Всезнайка» нам подарили вот такой путеводитель по его лабораториям. А мы с вами можем придумать свои лаборатории и предложить открыть их в научном центре.