Цель урока: формирование навыков искусствоведческого анализа художественного произведения.
Задачи:
- выявление взаимосвязей изучаемого и изученного ранее материалов,
- развитие самостоятельности в поисках и осмыслении знаний о произведениях искусства,
- развитие аналитических способностей,
- развитие умения выступать перед аудиторией.
Оборудование: видеоаппаратура, слайдовые презентации, рабочие листки (таблица), тетради, ручки.
Ход урока
I. Организационный момент
Преподаватель. Рубеж XIX–XX столетий в истории русской культуры философ Николай Александрович Бердяев назвал “Серебряным веком”. Как вы можете охарактеризовать этот период?
Ученик. Это было время, для которого характерен небывалый расцвет русской культуры.
Ученик. Художественная культура Серебряного века была представлена рядом направлений и течений в искусстве.
Ученик. В живописи реалистические традиции передвижников уходили в прошлое.
II. Повторение пройденного материала
Преподаватель. На прошлом занятии мы с вами начали знакомство с творчеством художников Серебряного века. Для повторения пройденного материала и его переосмысления вам предлагается выполнить тестовые задания (Презентация 1). Свои ответы запишите в тетрадь.
III. Усвоение новых знаний
Преподаватель. Сегодня мы поговорим о творчестве Валентина Александровича Серова, который был крупнейшим живописцем конца XIX – начала XX века. Творчество художника было многогранным, его трудно отнести к одному художественному направлению. В нем слышны отголоски таких живописных традиций, как реализм, импрессионизм, модерн. (Презентация 2).
Серов находился в атмосфере искусства с детских лет. Он родился в Петербурге в семье музыкантов. Его отец – композитор, мать – пианистка. Дарование будущего живописца обнаружилось рано: на рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший его учителем и другом. Он посоветовал Серову поступить в Академию художеств, где он занимался в мастерской П.П.Чистякова. Профессор Чистяков был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и говорил о необходимости изучения творчества старых мастеров. Все схватывая налету, Серов быстро перерос уровень Академии и в 1885 году оставил учебу, так и не получив диплома. Художник отправился за границу постигать красоту живописи великих голландцев, испанцев, итальянцев. Эта поездка воспитала в Серове вкус к созданию произведений, прославляющих красоту человека, проникнутых жизнеутверждающим мироощущениям.
В 80-е годы XIX века, когда Серов начинал свой путь в искусстве, это было время расцвета творчества художников – реалистов, членов Товарищества передвижных художественных выставок.
Первые произведения художника, которые были с успехом выставлены (“Девочка с персиками” (1887) и "Девушка, освещенная солнцем" (1888)), явились новым этапом в истории русского искусства.
В этих ранних своих работах Серов добился поставленной цели — чувства “свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах” (как он позднее рассказывал И.Грабарю). Наполненные солнцем произведения показали умение художника извлекать красоту из обыденного, в них чувствуется увлечение Серова импрессионизмом. Работы принесли художнику большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков.
С 1890-х годов начинается Серов - портретист, художник острых характеристик, мастер большого стиля, знаток человеческих характеров. Каждый выполненный им портрет - это целый рассказ из жизни человека.
Постоянно совершенствуя свое мастерство, Серов создал обширную галерею образов самых знаменитых людей своего времени, в числе которых были монаршие особы и князья, промышленники и банкиры, артисты, художники и писатели.
Эффектен “Портрет великого князя Павла Александровича” (1897), получивший в 1900 году на Всемирной выставке в Париже Гран-при.
На “Портрете императора Николая II” (1900) Серов изобразил Николая II как простого человека, личность – со своими переживаниями, заботами и трудностями. Этот портрет по праву считается лучшим изображением последнего русского императора.
Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей - живописцев – в мастерских.
Декоративный дар Серова ярко раскрывается в портретах С.М. Боткиной (1899), З.Н. Юсуповой (1900-1902). Художник заставлял “играть” обстановку, детали. Силуэты затянутых фигур, пестрые пятна парадных платьев и обивок, гнутые линии мебели в гостиных – все это как бы отвлекает от самих моделей. Художник относится к ним с легкой иронией.
Высочайшее мастерство художника мы видим в портрете княгини О.К. Орловой (1911). Ее поза подчеркнуто картинна, меха и драгоценности поражают показной роскошью, она вся — демонстрация респектабельности и надменного высокомерия. За внешним блеском скрывается ирония художника, даже гротеск.
Серов всегда ценил артистизм человеческой натуры, больше всего он любил изображать художников, писателей, драматических и оперных артистов.
Художник писал и детские портреты, которые замечательны обаятельной непосредственностью юных героев. В портрете “Дети. Саша и Юра” (1899) изображены два сына Серова. Художник изображает реальную сцену, показывает своих детей в тот момент, когда они не думают о портрете.
“Мика Морозов” (1901) – обаятельный образ, показывающий детскую любознательность.
Серов никогда не повторял однажды найденных приемов. Его творчество поражает поисками необычных решений, неожиданной смены жанров.
Помимо замечательных портретов в творческое наследие живописца вошли и пейзажи. Серов находил в русской деревне скромные, самые обычные явления, умел передать их поэзию и красоту. Великолепны пейзажи Серова: “Зима в Абрамцеве. Церковь”(1886), “Заросший пруд. Домотканово”, (1888); “Октябрь. Домотканово” (1895), “Зимой” (1898), “В деревне. Баба с лошадью” (1898). Многие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.
Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. В истории России особенно интересными для художника являются XVIII век, петровская эпоха. Работы “Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту” (1900), “Петр I на псовой охоте” (1902) близки к исторической живописи художников “Мира искусства”, но отличаются от нее богатством оттенков в характеристике героев и обстановки.
В картине “Петр I” (1907) художник изобразил Петра I на постройке Петербурга, показал его как крупнейшего исторического деятеля, раскрыл сущность целой эпохи в развитии России. Масштабность образа Петра воплощается в монументальной по принципу построения картине.
В 1907 году Серов отправился в путешествие по Греции. Античность стала последним увлечением художника. Впечатления от поездки нашли отражение в картинах “Одиссей и Навзикая”, “Похищение Европы” (обе 1910). Эти картины обретают черты монументальных панно.
Обращение художника к античной мифологии способствовало соединению в работах вымышленного, условного и реального. При создании картины “Похищение Европы” художник использовал древнегреческий миф о финикийской царевне Европе, которой пленился бог Зевс. Превратившись в быка, он переплыл море и похитил красавицу. Моделью девушки живописцу послужила античная скульптура портика храма Эрехтейон на Акрополе в Афинах. Это уже настоящее произведение модерна.
Переход к иным творческим принципам, которые легли в основу искусства XX века, совершался на рубеже столетий. И Валентин Серов стал тем художником, который практически его осуществлял.
IV. Аналитическая работа
Учащимся дается опережающее задание, направленное на расширение художественного кругозора:
1) Выбрать одну из работ художника Валентина Серова: “Девушка, освещенная солнцем”; “Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой”; “Портрет Иды Рубинштейн”.
2) В ходе самостоятельной домашней работы с литературой по истории искусства и Интернет-источниками выяснить историю создания данных произведений (ключ к их пониманию), подготовить сообщение искусствоведческого характера, используя в своей работе ранее предложенную схему анализа художественного произведения.
Класс разбивается на три группы:
1) Исследователи картины “Девушка, освещенная солнцем”.
2) Исследователи картины “Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой”.
3) Исследователи картины “Портрет Иды Рубинштейн”.
Каждая группа проводит анализ выбранного художественного произведения, по результатам которого готовит сообщение.
Преподаватель. Давайте посмотрим на репродукции данных картин и определимся с видом этих живописных изображений: что это – настенная живопись или станковые картины.
Ученик. Это станковые картины.
Преподаватель. К какому жанру живописи относятся данные работы.
Ученик. Это портреты.
Преподаватель. Я не случайно выбрала именно портреты из всего многогранного творчества Валентина Серова. Известен факт, что в 1910 году, за год до смерти, Серов составил список работ, отобранных для Всемирной выставки картин в Риме. В этот список вошло 15 произведений – все портреты. По мнению Серова, это были лучшие его работы.
Всем учащимся раздаются рабочие листки, оформленные в виде таблицы (Приложение 1), предлагается заслушать сообщения одноклассников искусствоведческого характера. Во время прослушивания сообщений необходимо фиксировать основные положения и заполнять таблицу (сначала можно карандашом).
Сообщение, подготовленное исследователями картины “Девушка, освещенная солнцем”:
Картина “Девушка, освещенная солнцем” была написана Валентином Серовым в 1888 году. Это портрет двоюродной сестры художника Марии Яковлевны Симонович (в будущем талантливой художницы и скульптора, а тот момент - совсем юной девушки). В период создания картины художник и сам был молод, ему не было еще и 23 лет. Серов хотел создать поэтический образ Молодости. Это происходило в усадьбе Домотканово. Работа над картиной шла ежедневно, для ее создания художнику потребовалось не менее 90 сеансов.
Мы видим портрет юной девушки на фоне природы. Девушка сидит на скамейке, прислонившись к стволу дерева, она о чем - то задумалась. Взгляд её направлен в сторону зрителя, на лице – едва заметная мечтательная улыбка. Лицо у девушки очень доброе. Глаза можно назвать лучистыми. Создается впечатление спокойствия, тепла и света. Девушка буквально сливается с природой. Портрет насыщен солнцем, яркими красками лета.
Это портрет – картина.
Размеры картины – 89,5x71 см, формат – вертикальный.
Картина выполнена на холсте, в технике масляной живописи.
Композиция выстроена по диагонали. Она продуманная и устойчивая. На переднем плане картины изображена фигура девушки, помещенная под сенью крупного дерева. Она является композиционным центром.
Солнечные лучи проникают сквозь листву дерева, освещая девушку и играя всеми красками лета. На дальнем плане картины – поляна на фоне парка. Поляна ярко освещена солнцем и контрастирует с темно-зеленой травой и теневой частью стволов удаленных деревьев. Фигура девушки смотрится более четко по сравнению с пейзажем.
Художник выбрал такую точку зрения, что создается впечатление, будто бы зритель находится рядом с моделью, на той же скамейке. Таким образом, усиливается ощущение связи модели со зрителем.
Второстепенные детали композиции (ветви деревьев, световые проблески на траве, тени от близлежащих деревьев) направлены на лицо девушки, тем самым, сосредотачивая взгляд зрителя на смысловом центре композиции.
Художник использовал линейную и воздушную перспективы.
Колорит картины светлый и радостный.
Радостная атмосфера солнечного летнего дня передана множеством пятен света и цвета. Мы видим многообразие ярких, сочных красок. Интенсивен и разнообразен цвет зелени на картине (от темно-зеленого холодного в тенях до светлого и даже желтоватого на солнце).
Цветными рефлексами покрыты лицо, блуза и руки девушки. На белой блузке мы видим рефлексы: зеленые – от листвы деревьев, желтые – от солнечного света, коричневые – от ствола дерева, синие – от юбки. Рефлексы также и на руках: красные и коричневые. Красный как бы перекликается в губах девушки, в румянце ее щек, а коричневый – в ее волосах.
В картине мы видим эффекты пленэрной живописи. Все в ней как бы переливается и шевелится. Контуров нет. Игра солнечного света связывает воедино фигуру девушки, деревья, траву и воздух. Такая живописная манера близка импрессионизму. Хотя, юбка девушки написана в реалистичной, классической манере.
Художнику удалось создать впечатление, будто бы он на минутку присел рядом с девушкой и запечатлел случайно пойманный взглядом момент. И хотя мы знаем, что автор над этой картиной трудился все лето, но создается ощущение, будто она была написана буквально на одном дыхании. Лицо, фигура и одежда модели написаны множеством мелких мазков, напоминающих мозаику. Художник безукоризненно передал сочные цвета летнего солнечного дня и то, как они меняются в зависимости от освещения и цветов соседних предметов. В целом картина наполнена солнечным светом и воздухом, а каждая ее деталь составляет часть единого целого.
Преподаватель. Сам Валентин Серов считал “Девушку, освещенную солнцем” лучшим своим произведением. К лучшим произведениям художника относится и портрет актрисы М. Ермоловой.
И сейчас исследователи картины “Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой” поделятся с нами результатами проделанной ими работы.
Сообщение, подготовленное учениками второй группы. “Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой” был написан Валентином Серовым в 1905 году. Ермолова - знаменитая драматическая актриса, гордость русского театра. По свидетельству современников актрисы, у нее был неповторимый голос удивительного тембра, и когда она играла на сцене Малого театра, публика аплодировала ей стоя. В 1905 году в Москве широко отмечалось 35-летие ее артистической деятельности. Портрет Ермоловой заказал Серову московский литературно-художественный кружок в связи с знаменательной датой. Художник задумал создать образ творческой личности как гордого и одинокого гения. Он писал портрет актрисы два месяца, всего 32 сеанса. Работа над картиной проходила в московской квартире Ермоловой на Тверском бульваре (ныне - музей-квартира М.Н. Ермоловой).
На картине изображена статная немолодая женщина в строгом черном платье на фоне интерьера. Серов изобразил актрису в полный рост. Мы видим правильные черты лица актрисы, ее горделивую осанку, статную фигуру. Во всем облике Ермоловой видны благородство и аристократизм. Лицо актрисы вдохновенно и выразительно: карие глаза устремлены вдаль, ноздри расширены, рот сжат. Интерьер комнаты лаконичен, виден только фрагмент стены, на котором висит зеркало.
Этот портрет- картина, также его можно отнести и к парадному типу портрета.
Размеры картины 224 х 120 см, формат вертикальный.
Картина выполнена на холсте, в технике масляной живописи.
Композиция картины выстроена по вертикали. Композиционным центром является фигура Ермоловой. Художник выбрал необычный ракурс: мы смотрим на модель снизу вверх. Благодаря такому приему создается впечатление, что фигура актрисы возносится от пола до потолка. Выбранный ракурс придает всему облику актрисы величественность и торжественность. Силуэт фигуры Ермоловой очень выразителен и воспринимается цельно.
Для передачи пространства Серов использовал прямую линейную перспективу.
Палитра сдержанная, преобладают черные, серые тона (женская фигура в черном платье на фоне лаконичного сероватого интерьера). Картина близка к монохромной живописи. Лишь лицо актрисы выделяется интенсивным пятном на холодном фоне зеркала. Важная роль отведена линейному контуру. Живопись как бы приближается графике.
Колорит картины спокойный, сдержанный, строгий.
Стиль портрета М.Ермоловой – реализм.
Художник мастерски передал индивидуальность актрисы, а также сумел передать ее сильный характер. Он создал некий образ человека искусства, человека творческого, который несет людям радость. Мастеру удалось изобразить актрису строго, торжественно, без каких-либо лишних деталей. Образ великой русской актрисы получился возвышенным и прекрасным.
Преподаватель. А теперь со своим сообщением выступят исследователи картины “Портрет Иды Рубинштейн”.
Сообщение, подготовленное учениками третьей группы. “Портрет Иды Рубинштейн” Валентин Серов написал в 1910 году в Париже. Ида Рубинштейн – знаменитая актриса и танцовщица, исполнительница стилизованного восточного танца. В рамках проходивших русских сезонов в Париже она исполняла главные партии в балетах “Клеопатра” и “Шехерезада”, и ее выступления имели огромный успех. Рубинштейн поразила Серова. Впервые увидев ее в спектакле, Серов представил, какой выразительный образ может возникнуть на холсте. Художник видел, как на рубеже веков изменялись эстетические представления и своим новым видением красоты он захотел поделиться со зрителем. Он решил создать новый, современный образ, усилив необычные, острые черты артистки. Ида Рубинштейн позировала художнику в домашней церкви Ля Шапель.
Модель помещена в какое – то условное пространство. Ее фигуру художник изобразил на ложе, в резком развороте, на почти не закрашенном холсте. Красивое и выразительное лицо танцовщицы написано объемно, оно контрастируют с плоской изогнутой фигурой. Мы видим умышленно упрощенные формы. Актриса красива какой-то необычной красотой и в то же время кажется нам беззащитной и ранимой.
Размеры картины 147 х 233 см, формат горизонтальный.
Художественная техника – холст, темпера, уголь. Серов при создании картины использовал графические материалы, основным выразительным средством картины стало не живописное богатство цвета, а линия, контур, тон. Поэтому можно сказать, что это – графика на холсте.
Композиция картины выстроена по диагонали. Композиционным центром является женская фигура. Так как фигура модели сдвинута влево, то можно сказать, что композиция ассиметрична. Правую часть картины уравновешивает длинный шарф. Фоном портрета служит слегка тонированный холст. Модель помещена в пространство, которое кажется нам весьма условным. Композиция никак не выявляет пространство. Серов удлиняет и утончает руки и ноги модели. Тело танцовщицы написано плоскостно, условно, состоит почти из одних прямых углов. Художник подчеркнул контуры фигуры резкой линией, сознательно деформируя изображение.
Серов в этой работе отказался от законов линейной и воздушной перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения цвета.
В палитре преобладают три цвета: синий, зеленый и коричневый. Каждый цвет изолирован, локален, дается большими плоскостями. Цветом выделены покрывало, шарф, волосы, губы и украшения актрисы. Фон и тело модели лишь слегка тонированы.
“Портрет Иды Рубинштейн” можно с большей уверенностью отнести к стилю модерн.
Преподаватель. Аргументируйте, на основании чего вы сделали такой вывод.
Ученики третьей группы. Для живописи модерна характерно сочетание реального и условного, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Все это мы видим в “Портрете Иды Рубинштейн”. Это портрет известной танцовщицы, в котором, по свидетельству современников, видны и портретное сходство с моделью, и точно подмечен ее характер, и пластика тела. Вместе с тем, портрет нельзя назвать реалистичным, он выполнен стилизовано. Объем пространства, фигура героини обозначены условно. Это некий стилизованный образ человека искусства.
Созданный образ - очень выразительный. В работе над портретом Серов пренебрег существующими законами европейской живописи. Мы видим отход от канонов классического искусства. Главными выразительными средством портрета стали линия, контур, тон. Несмотря на условность изображения, чувствуется, что художник с восхищением относился к актрисе. В целом, получился некий стилизованный образ, яркий и запоминающийся.
Преподаватель. Валентин Серов все время был в творческом поиске, ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Как мы уже говорили, на рубеже XIX-XX веков многие художники искали новый живописный язык, новые идеалы красоты. Валентин Серов также увлекся этими поисками. И хотя “Портрет Иды Рубинштейн” был подвергнут резкой критике, сам художник был своей работой не только доволен, но и горд.
Традиции и новаторство сочетались в искусстве Серова очень органично. Тех, кто берег традиции русской живописи, Серов радовал реализмом портретных характеристик. В то же время художник был близок новаторам постоянными исканиями нового живописного стиля и выразительных средств. Валентин Серов стал тем художником, творчество которого соединило искусство XIX и XX столетий.
V. Заключительный этап урока
Преподаватель. Благодарю всех за творческий поиск, за работу на уроке. Однако хочу заметить, что некоторые ученики сегодня были пассивными слушателями, а важно, чтобы вы все научились анализировать художественные произведения, формулировать свое отношение к ним.
Я попрошу всех, осмыслив материал сегодняшнего урока, заполнить таблицу ручкой (Приложение 1).
Домашнее задание:
Выберите самостоятельно понравившееся произведение художников Серебряного века, проведите искусствоведческий анализ выбранного произведения, результаты исследования также занесите в данную таблицу. Результатом буду считать полностью заполненную таблицу.