Олимпиада по русскому языку и математике в начальной школе

Разделы: Начальная школа


1 класс

1. Отгадай загадку, напиши отгадку.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

2. Какие буквы повторяются в словах: дымок, сыч, лыжник, рыба?

3. Запишите пять слов со звуком [о]

4.Закончите предложение, поставив вместо точек подходящее по смыслу слово.

На огороде выросли красные :.

5. Подберите к данным словам слова с противоположным значением: медленно - :; холодно - :.

6. Прочитайте отрывок из сказки. Назовите автора.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет:.

7. Замените в слове печка первую букву так, чтобы получилось другое слово. Запишите как можно больше таких слов.

8. Найдите в слове полк новое слово.

9. "Лесенка".

Допишите недостающие буквы так, чтобы получились слова.

л -

л - -

л - - -

л - - - -

л - - - - -

10. Разгадайте ребус.

КА
ВА

2 класс

1. Диктант. У лесника.

Мой дед - лесник. Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром бегу на речку. Я умываюсь речной водой. По пути рву лесные ягоды. Дедушка научил меня узнавать птиц по пению.

Выдели корень в однокоренных словах.

2. Запиши столбики слов. Найди в каждом "лишние" слова. Подчеркни их. Объясни, почему они "лишние".

воробьи крыльцо
пьет вьет
Ольга деньги
ручьи большой
Илья пеньки

3. Напишите:

а) название языка, в котором пишется две буквы с;

б) название дорожки, обсаженной деревьями, в котором пишется две буквы л;

в) название дня недели, в котором пишется две буквы б.

4. Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово: маиз, шиамна, теевр, акша.

5. Поставьте ударение в словах: библиотека, документ, ворота, звонит, столяр, добыча.

6. Спиши слова, рядом запиши их множественное число.

курица -

чудо -

небо -

ребенок -

человек -

7. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые.

сено овод
банк рот
стол ежи
зал глас
свет ода
яр вал
воз очки
газ елка
гриб марка
хор он
бор яр

8. Напишите три слова к схеме:

9. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные: водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.

10. От прилагательного синий образуй имена существительные и глаголы.

3 класс

1. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы и укажи падежи имён существительных.

Тр:пинка п:тляла от деревн: к деревн: и стр:лой вых:дила на дорогу. Мама пост:лила на стол скатерть. Со:нце согр:вало оттаявшее поле.

2. Запиши "лишнее" слово по типу склонения.

Речь, весть, просека, власть.

Поляна, рука, черёмуха, рот.

Костя, Павлодар, поезд, вокзал.

Отвага, капель, жимолость, гордость.

Детство, приключение, достояние, техника.

Народ, остров, корзина, дар.

Тепло, наследие, гора, богатство.

Ягода, чаша, огонь, дружина.

3. Запиши предложения по схеме: определение, подлежащее, сказуемое.

Мы ждём поезда.

Вырос младший брат.

Птицы громко поют.

Жёлтые листья опадают.

Воскресный день закончился.

Птичьи голоса звенят.

4. Спиши имена существительные. Образуй от них имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые согласные.

Ярость - :, прелесть - :, радость - :, известие - : .

5. Найди слова, что не меняются,

Когда с конца они читаются.

6. Спиши. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных и укажи их падеж.

На ручей ряб: и пёстр:

За листком летит листок,

И струёй сух: и остр:

Набегает холодок.

7. Поставь данные имена существительные в родительном падеже.

Сапоги, земли, апельсины, носки.

8. Предлагаемые фразеологизмы замени одним словом.

Зарубить на носу - :

Клевать носом - :

Бить баклуши - :

Знать на зубок - :

9. Из данных слов, не меняя количество букв, образуй новые слова. Укажи, к какому склонению они относятся.

Тьма, банка, кукла.

10. Образуйте как можно больше слов из слова реклама.

4 класс

1. Диктант.

На полянке были разбросаны кусты можжевельника. Среди них на краю полянки поднималась высокая ель. На верхушке её сидел певчий дрозд.

2. Выпишите из текста диктанта любое имя существительное, укажите всё, что вы о нём знаете. Морфологический разбор.

3. Запишите 10 имён существительных с безударной гласной в корне слова на тему "Школа".

4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в словах: алф:вит, др:мота, кр:пива, щ:вель, р:мень, к:мбайнер, к:л:метр.

5. Напиши цепочку из 7 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего слова.

6. Спиши, укажи части речи.

а)

Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.

б) Снежное покрывало всё поле покрывало.

7. Письменно объясни, как вы понимаете эти выражения.

  • Делать из мухи слона.
  • Как кошка с собакой.

8. Замени одним словом фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы.

9. Отгадайте слова, запишите отгадки.

Корень мой ищи в "цене",
В "очерке" найди приставку мне,
Суффикс мой в "тетрадке" все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.

Корнем с "дорогой" роднится,
В "сборе" приставка таится,
Суффикс - как в слове "родник",
Целым же в космос летит.

Мой корень - родственник "сраженью".
приставка - в слове "заявление",
"наборщике" есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй.

10. Составь и запиши рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды:

Математика

1 класс

1. Расставьте знаки >, <,=.

3 + 6 * 6 + 3

7 + 2 * 7 - 2

6 + 3 * 4 + 5

2. Вставьте пропущенные числа

* + 2 = 7

7 - * = 4

* + * = 8

3. Сколько в этой фигуре треугольников?

4. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто из девочек выше всех?

5. Вместо * поставь знак + или -

7 * 3 = 5 * 1

4 * 2 = 10 * 4

5 * 3 = 2 * 6

6. Шёл человек в город и догнал трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город?

7. Горело 9 свечей. 2 погасло. Сколько осталось свечей?

8. Подрисуйте к квадрату два треугольника так, чтобы получился треугольник.

9. Что тяжелее килограмм ваты или полкилограмма гвоздей?

10. Сестре 5 лет, а брату 3 года. Сколько лет будет брату, когда сестре будет 8 лет?

2 класс

1. На покраску 3 одинаковых комнат купили банки с краской, массы которых были 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг. Распределите банки с краской для этих комнат.

2. Расшифруйте ребусы.

Р1А; ПО2Л; С3Ж; 100Г.

3. Двое договорились ехать в седьмом вагоне поезда. Сколько должно быть вагонов в поезде, чтобы они встретились, если один сел в седьмой вагон с начала, а другой в седьмой с конца?

4. Как из квадрата, переложив одну палочку, построить стульчик?

5. Найди закономерность. Допишите по 3 числа.

2 4 · · ·

1 3 · · ·

6. Напиши число, в котором число десятков на 4 больше числа единиц.

7. Сумма трех чисел равна 8. Сумма первого и второго 6, а сумма первого и третьего 3. Найдите эти числа.

8. Напишите числа: триста пятнадцать, сто сорок восемь, семьсот восемь, семьдесят один.

9. Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между ними?

10. Какой ряд здесь лишний? (Отличается от других. Почему?)

2 5 8

4 7 10

6 3 12

8 11 14

3 класс

1. Сколько концов у 5 палок?

- у 5 с половиной палок

- у 6 с четвертью палок?

2. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля, 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а у Гали и у Кати день рождения обозначены одинаковыми числами. Кто, какого числа родился и в каком месяце?

3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Отпили так, чтобы получился треугольник, пятиугольник и четырёхугольник.

4. Установи закономерность и на двух свободных местах напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.

а) 3 4 5 6 7 8 --- ---

б) 9 9 7 7 5 5 --- ---

в) 3 6 9 12 15 18 --- ---

г) 8 2 6 2 4 2 --- ---

д) 18 14 17 13 16 12 --- ---

5. Реши ребус.

6. Чему равна площадь тронного зала во дворце Гудвина, где длина - это корень первого уравнения, а ширина - корень второго уравнения.

Х : 8 = 30 Х · 4 = 40

7. Площадь прямоугольника равна 48 см2, длина - 8 см. Чему равна ширина прямоугольника?

8. Кто из сказочных героев может пригласить своих друзей в театр кукол, если билет стоит 5 золотых?

Лиса Алиса - 120 : 40

Мальвина - 50 : 10

Дуремар - 140 : 70

Пьеро - 250 : 50

Артемон - 475 - 470

Сверчок - 150 : 30

9. Расшифруй и запиши имя героя сказки.

90 7 700 2 50 46 40 19 6 213
л и в а н ь у т м с

 

540 : 90 350 · 2
46 : 23 420 : 60
180 : 2 400 : 8
72 - 26 12 : 6

10. Вставь пропущенную букву и пропущенное число.

2 Д 8 ?
Б 5 Ж ?

4 класс

1. Иванов, Петров, Сидоров и Козлов за контрольную работу по математике получили четыре оценки: 2, 3, 4, 5. Известно, что Петров списал у Сидорова, но сделал это невнимательно. Иванов не справился ни с одним из заданий. Лучше всех решил Козлов. Какую оценку получил каждый ученик?

2. Восстанови записи.

3. Начерти три прямые линии. На каждой отметь 3 точки, но всего должно быть только 6 точек. Как это сделать?

4. Сумма трёх чисел 30212. Первое слагаемое - наименьшее пятизначное число, второе - наибольшее четырёхзначное число. Найдите разность третьего слагаемого и числа 7599.

5. Вычислите

53008 · 2 + (37806 - 30426) : 6 =

6. Соедините числа 1280, 740, 600, 60 математическими знаками + или - так, чтобы в результате получился нуль (не применяя скобок)

7. На расстоянии метра одного от другого лежали 3 яблока. Ёжик собирает яблоки так: наколет одно яблоко, отнесёт его в норку и возвращается за следующим. Какой путь проделает ёжик, собрав все яблоки, если от первого яблока до его домика было 2 метра?

8. По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днём она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней она окажется на вершине столба?

9. Дана следующая запись:

5* : 8 = 6 (ост. *)

Вместо звёздочек поставьте такую цифру, чтобы при делении получить из всех возможных остатков самый большой.

10. Скорость самолёта 900 км/ч. Какое расстояние он пролетит за 15 минут?

Литература.

  1. Л. В. Машевская, Л. В. Данбицкая "Творческие задачи по русскому языку", "Каро", 2003г.
  2. Г. Т. Дьячкова " Внеклассные занятия по математике. 3-4 класс", "Учитель АСТ", 2005г.
  3. О. В. Узорова, "Контрольные и олимпиадные работы по математике", "Астрель" г. Москва, 2000г.
  4. Б. М. Абдрашитов, Т. М. Абдрашитов, В. Н. Шлихунов "Учитесь мыслить нестандартно", М. "Просвещение", 1996г.
  5. Н. Винокурова, "Лучшие тесты на развитие творческих способностей", М. "АСТ - ПРЕСС", 1999г.
  6. Н. Г. Скегина, Г. И. Колпакова, Н. Н. Авраменко "Большой справочник. Начальная школа", М. "Олимп*Астрель", 2000г.
  7. М. М. Казбек - Казиева "Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11классы", М. "Айрис - пресс", 2006г.

Приложение.